Российский рынок нефтепродуктов: как бороться с ростом цен и дефицитом

Вступительное слово ведущего

Добрый день, мы приветствуем посетителей сайта РБК и журналистов, собравшихся в пресс-центре медиахолдинга. Тема нашей интернет-пресс-конференции - "Российский рынок нефтепродуктов: как бороться с ростом цен и дефицитом". На вопросы журналистов и интернет-аудитории ответит заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин.

Вопрос: Анатолий Николаевич, какие меры принимает ФАС против возникновения дефицита бензина и сдерживания роста цен?

А.Голомолзин: ФАС, во-первых, работает в пределах своей компетенции. Если есть нарушение антимонопольного законодательства, то ФАС рассматривает дела. Дела будут касаться нарушений на федеральном рынке, будут касаться нарушений на региональных рынках. У нас существует система антимонопольных органов, мы можем оперативно воздействовать на ситуацию как в центре, так и на местах. Сейчас нами рассматривается ряд дел на федеральном уровне, возбужденных в отношении вертикально интегрированных компаний, а также в субъектах Федерации.
По состоянию на текущую дату за период с конца декабря прошлого года по первую половину этого года возбуждено 72 дела о нарушениях антимонопольного законодательства. Речь идет о разных типах нарушений, в частности о злоупотреблении доминирующим положением на рынке, а также в ряде случаев речь идет о картельных сговорах. В субъектах Федерации примерно одна треть нарушений, которые нами рассматриваются, касаются картельных сговоров, две трети касаются злоупотреблений доминирующим положением на рынке. На федеральном уровне также касаются злоупотреблений доминирующим положением на рынке, в данном случае речь идет о коллективном доминирующем положении ряда крупнейших вертикально интегрированных нефтяных компаний. Признаки нарушений состоят в том числе в установлении монопольно высоких цен, в создании дискриминационных условий на рынке. Обсуждается ряд других возможных правонарушений. Аналогичная ситуация на региональных рынках.
Дела, которые рассматриваются сейчас ФАС России, касаются ситуации на рынке дизельного топлива и керосина - существенно выросли цены на дизельное топливо и керосин в IV квартале 2010г. и в начале 2011г. Мы посчитали, что объективных экономических причин для этого не имеется: не выросли существенным образом затраты нефтяных компаний, изменение мировой конъюнктуры не могло привести к такому росту цен. То же самое касается и введения акцизов - они также не могли привести к росту цен на дизельное топливо более 40%. А если говорить о керосине, то не существует, не применяется акциз на этот вид топлива.
Поэтому дела были возбуждены, часть из них уже завершена, часть находится в стадии рассмотрения - одно из них будет рассматриваться сегодня в четыре часа дня, в ФАСе будет это рассмотрение дела. В территориальных управлениях из тех дел, о которых я говорил, уже в 25 случаях факты нарушения подтвердились, в ряде случаев есть и такие ситуации, когда нарушения не подтверждаются. Где-то еще в 45-50 случаях продолжается антимонопольное разбирательство.
В целом эта мера позволяет нам стабильную ситуацию на рынке. В принципе, если говорить о динамике цен на топливо на розничном рынке, то в среднем цены на бензин с начала года выросли на величину порядка 11%, по отдельным видам топлива этот рост составил меньшую величину, больше - по 80-му бензину, меньше - по 92-му и 95-му. Также относительно низкий цен имеет место по дизельному топливу с 1 января по настоящее время, в том числе по причине рассмотрения дела о нарушениях антимонопольного законодательства.
Если вы помните, то в период от начала зимы прошлого года и по состоянию на февраль цены на дизельное топливо на заправках были выше, чем цены на бензин. Если сейчас вы посмотрите на ценники, то увидите, что соотношение уже вернулось к нормальному, то есть дизтопливо стоит дешевле, чем бензин, и так должно быть, поскольку акцизы на дизтопливо и на бензин различаются существенно. Акцизы на бензин выше, на дизельное топливо - ниже. Тем самым государство стимулирует большее потребление дизельного топлива, поэтому сейчас в этом смысле ситуация нормализуется. Но это если говорить о мерах ФАС. Кроме того, правительство и Федеральная антимонопольная служба РФ как орган в составе правительства также принимает целый ряд других мер, направленных на стабилизацию ситуации.

Вопрос: Две компании уже признали факт нарушения законодательства в рамках так называемой "третьей волны" антимонопольных дел. На ваш взгляд, последуют ли их примеру другие фигуранты?

А.Голомолзин: Если говорить о делах завершенных, то пока такое дело одно - в отношении "Газпром нефти". Дело по признакам нарушения компанией "ЛУКОЙЛ" будет рассматриваться сегодня. Соответствующее решение может быть принято комиссией. Какое решение будет принято - относится исключительно к компетенции комиссии. Поэтому нужно подождать. Если решение будет принято, ФАС, естественно, незамедлительно об этом проинформирует общественность.

Вопрос: Завершили ли вы консультации с Федеральной службой по финансовым рынкам по созданию биржевого совета для регулирования торгов нефтепродуктами? Расскажите о функциях этого совета.

А.Голомолзин: Пока этот вопрос в стадии обсуждения. Есть целый ряд предварительных договоренностей, конструктивный диалог в последнее время налажен с Федеральной службой по финансовым рынкам. Мы существенно продвинулись в предложениях по поправкам в федеральный закон "О защите конкуренции", в соответствии с которыми будут установлены параметры справедливого ценообразования на товары, которые будут торговаться на биржевых площадках, в случае, если такого рода требования выдвигаются в рамках предписаний, скажем, Федеральной антимонопольной службы. Это один из аспектов нашей совместной работы. Второй аспект - это работа по улучшению организации биржевой торговли. Мы ожидаем, что в ближайшее время завершатся кадровые преобразования на биржевых площадках. Далее. В рамках законопроекта о рыночном ценообразовании прописана возможная схема организации биржевого совета. Мы полагаем, что, когда мы завершим консультации по этому законопроекту, уже можно будет более детально говорить о структуре биржевого совета. В любом случае такая структура необходима, необходима институционально. Мы понимаем, что только объединением усилий уполномоченных ведомств, включая ФАС, ФСФР, Минэкономики, а также отраслевых министерств - соответственно, по основным направлениям формирования биржевой торговли это Минэнерго, Министерство промышленности, ряд других министерств, сельского хозяйства - они также могут участвовать в процедурах развития биржевой торговли по соответствующим сегментам товарного рынка. Кроме этого, необходимо вовлечь в участие в биржевом совете и участников рынка, включая профессиональных игроков на биржевом рынке, финансовые институты и другие организации, от участия которых зависит формирование основных правил игры на биржевом рынке.

Вопрос: Как нефтяные компании выполняют свои обязательства по обеспечению внутреннего рынка нефтепродуктами?

А.Голомолзин: Раньше ситуация была такова, что компании поставляли топливо как на внутренний рынок, так и на внешний рынок. Сейчас соотношение объемов несколько изменилось. Общая цифра следующая - половина всей нефти, добытой в стране, направляется на экспорт. Из той нефти, которая перерабатывается в стране, также половина корзины нефтепродуктов направляется на экспорт. При этом порядка 80-85% всего произведенного мазута направляется на экспорт, порядка 60% - дизельного топлива. И вот раньше порядка 20-25% направлялось бензина и авиакеросина (15-25%) на экспорт. Сейчас меньшие объемы направляются на экспорт по этим видам топлива. Большие объемы переориентированы для поставки на внутренний рынок. Также мы рассчитываем, что в ближайшее время будут приняты изменения в Технический регламент и на рынок также будет дополнительно поставляться топливо - бензины второго класса экологичности. Это создаст также дополнительное предложение на внутреннем рынке.
Для того чтобы обеспечить устойчивое предложение нефтепродуктов на внутреннем рынке в соответствии с работой, которая проводится правительством РФ, Федеральная антимонопольная служба заключила соглашение с нефтяными компаниями. В них прописаны обязательства нефтяных компаний осуществить модернизацию своих нефтеперерабатывающих мощностей таким образом, чтобы обеспечить в полном объеме исполнение требований регламентов, которые в ближайшее время могут быть скорректированы.
Далее. В рамках этих соглашений прописано, какие объемы, какие установки, в какие сроки должны быть модернизированы, и компании в рамках этих соглашений принимают на себя обязательства в одностороннем порядке эти действия совершить. Если эти действия не будут совершены, то Федеральная антимонопольная служба оставляет за собой возможность рассмотрения дела о нарушениях антимонопольного законодательства, и в случае если будут установлены факты нарушения антимонопольного законодательства, то и применить соответствующие санкции, в том числе административные штрафы. А также мы не исключаем возможность применения и такой санкции, как изъятие необоснованно полученного дохода, для того, чтобы усилить меры ответственности за принимаемые на себя нефтяными компаниями обязательства.
Почему мы были вынуждены пойти на такой шаг? Потому что ранее компании декларировали то, что они проводят модернизацию, реконструкцию. Но за предыдущие 2 года эти декларации были исполнены лишь наполовину, то есть не все компании соблюдали заявленные планы. Поэтому сейчас до той поры, пока ситуация не касалась возможного ограничения предложений на внутренний рынок, мы относились к этой ситуации спокойно. Как только такого рода угроза стала возникать, то, естественно, мы приняли меры, направленные на предупреждение развития ситуации по негативному сценарию.
Кроме этого, также государство принимает и ряд мер по экономическому стимулированию достаточного предложения на внутренний рынок высококачественного топлива. В частности, сейчас обсуждается вопрос, чтобы выровнять пошлины на светлые и темные нефтепродукты, то есть поднять пошлины на темные нефтепродукты. До недавнего времени - и это вы видите по тому объему мазута, который экспортируется, - было эффективно экспортировать мазут и, соответственно, осуществлять переработку с очень низкой глубиной переработки. И хотя энергостратегия России на долгосрочную перспективу предполагала увеличение глубины нефтепереработки, тем не менее за последние 5 лет глубина не увеличилась, а даже несколько уменьшилась - она находится где-то на уровне 71%, хотя, скажем, в развитых странах мира эта величина приближается к 95%. Поэтому сейчас на первом этапе предлагается выровнять пошлины на мазут и на светлые нефтепродукты. На следующих этапах обсуждается вопрос о том, чтобы поднять уровень пошлины на мазут до уровня пошлины на нефть. Тем самым предполагается и экономически не только в рамках подобного рода соглашений, но и экономически стимулировать нефтяные компании к повышению глубины переработки, тем самым - к повышению предложения светлых нефтепродуктов на товарные рынки.
Эти параметры увеличения объемов предложения светлых нефтепродуктов зафиксированы и в Энергетической стратегии на период до 2030г., где сказано, что в соответствии с тремя этапами этой энергостратегии предполагается увеличить выпуск высококачественных светлых моторных топлив в экономику страны для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие России.

Вопрос: Получится ли с помощью создания госрезерва нефтепродуктов сдержать рост цен на топливо?

А.Голомолзин: Вопрос резервирования топлива также сейчас достаточно детально прорабатывается. Есть целый ряд механизмов резервирования, и один из них - с использованием системы Росрезерва. Кроме этого, речь идет о создании соответствующих резервов непосредственно нефтяными компаниями. Также обсуждается вопрос, скажу так, резервирования мощностью. Я ранее говорил о том, что у нас был избыток предложения нефтепродуктов, а именно бензина и авиакеросина, в размере примерно 15-25%. И когда ситуация на внутреннем рынке не требовала дополнительных объемов, эти объемы направлялись на экспорт. Когда же возникали дополнительные потребности, они могли быть легко переориентированы для поставки на внутренний рынок. В принципе подобного рода "подушку безопасности" целесообразно иметь, и это экономически эффективно для нефтяных компаний, потому что они работают, исходя из принципа равноэффективности поставок на внешний и внутренний рынки, и они имеют возможность легко переориентировать поставки с внешнего рынка на внутренний, и наоборот.
Для внутреннего рынка такой механизм важен, поскольку он позволяет стабилизировать ситуацию. Резервирование необходимо для того, чтобы в случае повышенного спроса на топливо иметь возможность либо дополнительно поставлять, либо переориентировать потоки поставки нефтепродуктов на внутренний рынок.
Также обсуждается различного рода механизмы, в частности речь идет о механизмах товарных интервенций на биржевых площадках. Это позволяет выбрасывать необходимые объемы нефтепродуктов в период повышенного спроса, с одной стороны, а с другой - задействовать для этого наиболее эффективную систему ценообразования и распределения нефтепродуктов.

А.Гудков (газета "КоммерсантЪ"): Анатолий Николаевич, можно ли вернуться к соглашениям с компаниями. Вы сказали, что они в одностороннем порядке принимают на себя обязательства по модернизации, а если они их будут нарушать, то ФАС оставляет за собой право изымать необоснованную прибыль, уличая их в нарушении антимонопольного законодательства. Я хочу уточнить: если они исполняют обязательства, они что, могут нарушать антимонопольное законодательство?

А.Голомолзин: Мы рассматривали дела по "первой" и по "второй волне". Одно из этих дел касалось квалификации такого нарушения, как изъятие товара из обращения, результатом которого является рост цен. То есть, попросту говоря, создание относительного дефицита на внутреннем рынке, результатом которого является рост цен. Вот в данном случае мы не хотим разбираться с ситуацией ex post (постфактум), потому что это дорого стоит стране на самом деле. Если возникает относительный дефицит, начинает существенно расти цена на топливо, это негативно сказывается на абсолютно всех потребителях. Вот чтобы предупредить развитие ситуации и не возбуждать дело уже когда она случится, мы как раз оговариваем с нефтяными компаниями, что они действительно гарантированно будут обеспечивать объемы этой поставки. При этом сторонами в таких соглашениях являются также два других надзорно-контрольных органа - Ростехнадзор (Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору), который будет удостоверять, что реально модернизация происходит именно по тем объектам, которые были заявлены, а также Ростехрегулирование (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии), которое будет также удостоверять, что именно высококачественные продукты дополнительно будут предлагаться на рынок. И в данном случае если возникает ситуация с дефицитом на рынке и она возникает по причине неисполнения взятых на себя обязательств по реализации инвестиционных программ, то мы оставляем за собой право рассмотреть дело о нарушении антимонопольного законодательства - рост цен вследствие изъятия товара из оборота. Это один из признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Но мы заранее свои позиции заявляем. Нефтяные компании говорят: "Нет, этого не произойдет". А мы говорим, что, если это произойдет, они должны понимать - последуют санкции. Это механизм нормального рыночного воздействия на ситуацию. Мы, к сожалению, оказались в текущей ситуации, и проблемы, которые могут возникнуть в будущем, необходимо преодолевать. Вот на этом этапе было принято решение пойти по такому пути.
Я напомню, что около 15 лет назад мы подписывали с нефтяными компаниями декларацию о справедливой конкуренции. То есть, вообще говоря, это не новое явление. Мы на заре формирования рыночных отношений пытались заставить нефтяные компании работать по правилам справедливого рынка. На каждом следующем историческом этапе - своя форма работы с нефтяными компаниями.
Вопрос из зала: Причинами кризиса кроме чрезмерного стимулирования биржевой торговли и запрета на "Евро-2" были все-таки вмешательство государства и попытка госрегулирования цен, когда ФАС говорила: "вот вы в начале года подняли цену, а теперь снизьте". Какие выводы из кризиса сделала ФАС? Потому что очевидно: чем вы больше штрафуете нефтяников, тем больше у них желание любыми способами отправить все это дело за рубеж.

А.Голомолзин: Первое - ситуация, которая развивалась в апреле и затем начала развиваться негативно в мае. Эта ситуация не связана с тем, что кто-то пытался воздействовать на ценообразование нефтяных компаний. Я напомню, в феврале 2011г. нефтяные компании продекларировали, что они будут снижать цены. К этому времени ФАС возбудила дела в отношении нефтяных компаний по двум рынкам - по рынку дизтоплива и рынку авиакеросина. Проблемы возникли по рынку автомобильного бензина. Нефтяные компании продекларировали, что в их понимании они обеспечивают стабильную ситуацию на рынках автомобильного топлива, в том числе бензина. На самом деле ситуация стабилизировалась. Но за чей счет? Как показывает наш анализ, ситуация стабилизировалась за счет независимых участников рынка, независимых АЗС. Значит, на самом деле нефтяные компании декларировали одну стратегию поведения, а реализовывали совершенно другую, а именно придерживали цены в рознице, при этом существенным образом росли цены в мелкооптовом звене, и росли цены, что называется, первой продажи - от НПЗ.
Данные, которые мы проанализировали, показывают, что в июне 2011г. доля выручки, которую получает независимая АЗС, почти в два раза сократилась по сравнению с той долей, которую они получали в июне 2010г. Поэтому нужно отличать декларации, которые иногда произносятся отдельными участниками рынка от их фактических действий. Я напомню также: периодически в зимний период возникают разговоры, что нефтяные компании согласились с мнением каких-то государственных чиновников о необходимости стабилизации цен на рынке. Это возникает в период, когда по всем объективным показателям цены на рынке должны стабилизироваться. Например, зимой они не должны расти, более того - они должны падать. Нефтяные компании в этот период говорят: "Мы принимаем решение цены стабилизировать". А на самом деле они должны падать. Поэтому всегда надо отличать декларации от фактических действий.
Что касается формулы цены, то она никаким образом не связана с уровнем пошлины. Формула действительно учитывает уровень пошлины, но какая пошлина будет, соответственно, такая и будет цена на внутреннем рынке, исходя из принципа равноэффективности поставки на внутренний рынок. Да, действительно, правительство приняло решение в период сложности с предложением топлива на внутренний рынок, с предложением бензина повысить пошлину до 90% от пошлины на нефть.
Повысить пошлину до 90% от пошлины на нефть - вполне логичная рыночная мера. Это позволило существенным образом снять ту напряженность, которая сформировалась на рынке. Вторая проблема - это регламент. Также в ближайшее время мы рассчитываем, что этот вопрос будет разрешен.
Формула цены - это один из инструментов, который предлагается нами в рамках законопроекта о рыночном ценообразовании. Если вы откроете, скажем, страничку любого информационно-аналитического агентства о ситуации на рынке нефтепродуктов, вы увидите там ряд показателей. Один из них - это показатель netback. Например, откройте страничку по авиатопливу, вам скажут, что в ежесуточном режиме публикуются индексы на московском авиаузле по авиатопливу. Это хорошая такая, представительная информация, она позволяет оценить, какой может быть цена на авиатопливо в Российской Федерации, исходя из конъюнктуры внешних цен и исходя из таможенных пошлин, которые установлены на светлые нефтепродукты.
Другой механизм - это биржевое ценообразование. Оно будет справедливым, когда торговля начнет формироваться по правилам, которые сформулированы в рамках третьего антимонопольного пакета.
И третий механизм - это внебиржевые цены. То есть сейчас ценообразование, к сожалению, устроено таким образом, что нефтяные компании поставляют топливо своим дочерним организациям по одной цене, а независимым организациям - по другой цене. К сожалению, обычной является практика, когда эта цена отличается на 1-2 тыс. руб. за т. А в период кризисной ситуации эта величина доходила до 5 тыс. руб. за т. Естественно, это создает неравные условия для функционирования на рынке. Поэтому нефтяные компании обязаны сейчас регистрировать на биржевой площадке свои внебиржевые сделки для того, чтобы далее биржа могла сформировать индикаторы как биржевых, так и внебиржевых цен.
Вот в совокупности эти три показателя и ценовой арбитраж между ними создадут объективную ценовую характеристику на базе первичной информации. И мы полагаем, что этого будет вполне достаточно для того, чтобы существенно повысить прозрачность ценообразования в оптовом звене.

Вопрос из зала: Изменится ли практика ФАС после кризиса?

А.Голомолзин: Я скажу так: меняется, скорее, не практика ФАС, а поведение нефтяных компаний. От практики рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства с доведением их до судебных разбирательств... Следующий этап - признание факта нарушения антимонопольного законодательства уже в рамках рассмотрения дел, то есть компании эволюционировали. Ну и третий этап - завершающий - я думаю, он наступит в самое ближайшее время, когда компании предпочтут не нарушать антимонопольное законодательство, и юристы компаний будут работать не на судебных разбирательствах, а в рамках процедур предупреждения нарушения антимонопольного законодательства, точно так же, как работают юристы всех цивилизованных компаний в развитых странах мира.

А.Валуев (Москва): Вопрос по поводу дел по биржам - Петербурской товарно-сырьевой и МБНК (Межрегиональная биржа нефтегазового комплекса). На какой стадии рассмотрение дел, и что в итоге, последуют ли штрафы?

А.Голомолзин: Дела возбуждены. Этому предшествовали две проверки, первая из которых была проведена по периоду конца 2010г. - начала 2011г., а вторая - по ситуации I полугодия. Результаты этой проверки послужили достаточным основанием для того, чтобы квалифицировать, что в действиях соответствующих биржевых площадок есть признаки нарушения ст.17 закона "О защите конкуренции". Сейчас дела рассматриваются. Окончательно говорить о результатах можно будет после завершения рассмотрения дел по признакам сформулированного нарушения. Насколько я помню, дело назначено к рассмотрению на конец августа.

М.Лютова (газета "Ведомости"): Для "Газпром нефти" какие могут быть штрафы (упоминалось, что они будут минимальными)? По какому виду топлива ЛУКОЙЛ признал себя виновным, и какие за этим последуют штрафы?

А.Голомолзин: Еще раз оговорюсь, по ЛУКОЙЛу - сегодня будет разбирательство по этому делу. По итогам рассмотрения этого дела соответствующа информация Федеральной антимонопольной службой будет представлена. Что касается "Газпром нефти", то завершено рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства. Вы знаете, что в ФАС применяется такая двухфазовая процедура принятия решения по нарушениям антимонопольного законодательства. На первом этапе рассматривается дело о нарушении антимонопольного законодательства, далее, если факт нарушения подтвержден, рассматриваются дела об административных правонарушениях.
Так вот сейчас завершилось рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства, добровольном признании факта нарушения антимонопольного законодательства и устранения нарушений и его последствий.
Далее будет вступать в силу процедура КоАП - будет возбуждено соответствующее дело об административном правонарушении, где мы будем анализировать смягчающие и отягчающие обстоятельства, связанные с данным правонарушением. По закону, может быть применена санкция в диапазоне от 1 до 15% от годовой выручки на соответствующем товарном рынке, где произошло данное правонарушение. Отягчающие обстоятельства - это то, что нарушение является повторным. Есть целый ряд смягчающих обстоятельств, и к ним в первую очередь относится то, что компания первой добровольно признала факт нарушения и устранила это нарушение и его последствия по обстоятельствам, которые касаются упомянутых периодов правонарушения, а также совершила ряд иных действий, направленных на улучшение ситуации на внутреннем рынке. Ну, например, "Газпром нефть" поставила в I полугодии 2011г. топлива от 20 до 40% больше, чем это было сделано в I полугодии 2010г. Тем самым существенным образом были смягчено возможное негативное развитие ситуации, особенно в апреле-мае текущего года. То есть компания выступила таким своеобразным гарантирующим поставщиком на внутреннем рынке и начала поставлять топливо в самые разные регионы страны.
Компания выступила с рядом инициатив по улучшению биржевой торговли, начала в массовом порядке исполнять требования по регистрации внебиржевых сделок, и за период июня-июля этого года было зарегистрировано порядка 1 тыс. 100 внебиржевых сделок, что имеет исключительно важное значение для предупреждения создания дискриминационных условий. И есть еще ряд других смягчающих обстоятельств, которые будут детально рассмотрены при принятии окончательного решения.

О.Алентьев (РИА "Новости"): Хотелось бы уточнить - вы сказали, что рассматривается вопрос биржевых интервенций бензина в пиковые нагрузки. Это рассматривает правительство? Чье это предложение, в какой стадии оно находится?

А.Голомолзин: Есть ряд предложений, которые связаны с резервированием топлива и механизмами введения его в оборот. Один из механизмов - это проведение товарных интервенций в период пикового спроса. Могут существовать разные обстоятельства, в которых может быть востребовано резервное топливо либо резервные мощности. Так вот, механизм товарных интервенций - один из прозрачных механизмов, который может быть реализован. И доступ к топливу могут получить реально те компании, которые в нем нуждаются - будь то бензин, дизельное топливо или керосин. Это предложение, в том числе ФАС, обсуждается уже достаточно давно и входит в систему мер, связанных с резервированием топлива. И предложение, которое связано с увеличением пошлин на мазут, также входит в комплекс мер, которые сейчас обсуждаются в правительстве РФ.

Г.Старинская (газета "РБК daily"): К вопросу о регистрации внебиржевых сделок - то есть сейчас получается "Газпром нефть" регистрирует и "Сургутнефтегаз". А остальные компании - можно ли к ним применить какие-то меры воздействия со стороны ФАС?

А.Голомолзин: Сейчас мы предлагаем в рамках Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) предусмотреть санкцию для компаний, которые не исполняют требования, связанные с обязанностью регистрировать внебиржевые сделки на биржевых площадках в установленном порядке.
Кроме этого, в рамках закона о рыночном ценообразовании мы предлагаем, чтобы под регистрацию сделок попадали не только компании, которые занимают доминирующее положение на рынке, но и иные компании. В данном случае мы хотим, чтобы была обеспечена достаточная информация по рынку в целом и чтобы на базе этой первичной информации мы могли сформировать реальный индекс внебиржевых цен, который бы корректно отражал ситуацию с ценами на рынке Российской Федерации в целом. Так что в ближайшее время мы завершим с нашими коллегами обсуждение этого законопроекта для внесения его в правительство РФ.

М.Лютова (газета "Ведомости"): Вопрос по акцизам на "Евро-2" и "Евро-3". Принято ли решение, будет ли дифференциация или оставят на одном уровне?

А.Голомолзин: Важным является то, что инициатива ФАС была поддержана, и на совещании, которое прошло в Кириши, было дано поручение уполномоченным ведомствам, включая ФАС РФ, дополнительно проработать вопросы законодательного обеспечения изменений, связанных с акцизами. В частности, речь идет о дифференциации акцизов для того, чтобы стимулировать потребление и выпуск в оборот высококачественного топлива. Соответственно, для низкокачественного топлива будут более высокие акцизы, еще большая дифференциация, которая имеется сейчас. И меньшие акцизы будут применяться для высококачественного топлива.
Кроме этого, сейчас обсуждается вопрос относительно возможности неповышения дальнейшего повышения акцизов в 2012-2013гг., аналогичного тому повышению, которое прошло в 2011г. Вы, наверное, знаете, что акцизы повысились примерно на 2 тыс. руб., что привело, по нашим оценкам, к росту цен от 6 до 8% на топливо.
Мы предлагаем, таким образом, не повышать акцизы в 2012-2013гг., а повышать их с темпами инфляции, нормированным на коэффициент 0,9, для того, чтобы не разгонять дополнительную инфляцию. А кроме того, мы предлагаем установить гибкий механизм изменения акцизов в течение года. Речь идет о том, что при высокой стоимости на нефть и нефтепродукты на внешнем рынке, которая, соответственно, влечет и рост цен на внутреннем рынке, мы предлагаем в этот период акцизы снижать. Когда цены на топливо находятся на меньшем уровне, соответственно, акцизы повышать, менять их в соответствующем диапазоне.
Мы полагаем, что это позволяет существенно - примерно в два раза - снизить волатильность цен на внутреннем рынке, и в совокупности все эти примеры не позволят не допускать существенного роста при изменениях мировой конъюнктуры. Мы также полагаем, что такой механизм изменения акцизов сделает единообразным применение всех обязательных платежей в нефтяной сфере. Вы знаете, что раз в месяц у нас меняется пошлина, раз в месяц - НДПИ, но каждый из этих обязательных платежей с ростом цен на внешнем рынке также растет, что способствует и росту цен на внутреннем рынке, по крайней мере НДПИ увеличивает затратную базу, а пошлина в полной мере не защищает внутренний рынок. А что касается акциза, то мы предлагаем, чтобы он менялся равнонаправленно с этими двумя параметрами, и тем самым предлагаем сделать более устойчивой ситуацию на внутреннем рынке.
В принципе похожие механизмы применяются за рубежом. Например, в Великобритании в условиях роста мировых цен пошли на принятие решения о неповышении топливного налога, а во-вторых, на снижение этого топливного налога. Аналогичным образом в свое время поступили и в США. Поэтому подобный опыт имеется, и мы надеемся, что совместными усилиями с другими ведомствами нам удастся подготовить формулировки в законе, которые бы удовлетворили всех.

А.Гудков (газета "КоммерсантЪ"): На какой стадии эти предложения по акцизам находятся? Они озвучены в правительстве?

А.Голомолзин: По акцизам, поправкам в Налоговый кодекс - этот вопрос обсуждался на совещании в правительстве РФ. Мы этот вопрос прорабатывали с другими ведомствами, в частности нас поддерживает Министерство энергетики, обсуждали вопрос и с Минфином. Минфин в целом разделяет идеологию этого законопроекта, но считает, что его достаточно сложно реализовать технически и достаточно сложно администрировать. Это ведомство является уполномоченным в этом вопросе. Мы понимаем, что технические вопросы могут возникать, в частности речь идет о том, куда зачисляются поступления от акцизов. И, возможно, потребуются некоторые изменения в этой части. Естественно, Минфин в этом вопросе гораздо более компетентен, он способен помочь нам совместными усилиями разрешить вопросы, связанные с технической реализацией. Самое главное, что сущностно от акцизов зависит уровень цен на нефтепродукты, и акцизы, по сути, платят потребители. Поэтому технические вопросы и сущностные вопросы в этом смысле стоят на разном уровне приоритетов. Мне кажется, что, решая сущностный вопрос, можно договориться по вопросам технического характера.

А.Гудков (газета "КоммерсантЪ"): У Минэнерго было альтернативное предложение - они в зависимости от экологического класса хотели дифференцировать. То есть они с вами согласны внутри этой системы или вместо?

А.Голомолзин: Эта система будет комбинированной. Она касается дифференцированного уровня акцизов, разной степени дифференциации, но при этом и изменения акцизов в зависимости от уровня цен на внешнем рынке.

А.Гудков (газета "КоммерсантЪ"): К нынешнему уровню цен - розничных и оптовых - у вас нет претензий? Потому что сейчас компании продают на внутреннем рынке с премией в несколько тысяч рублей, в том числе из-за повышенной пошлины. И в то же время все понимают, что если вы сейчас обрушитесь на нефтяников с претензиями и штрафами, мы получим вторую волну кризиса.

А.Голомолзин: Если у нас появятся претензии, мы незамедлительно об этом сообщим. Сейчас проходит анализ ситуации, мы осуществляем постоянный мониторинг. Наши территориальные управления анализируют ситуацию с ценами на рынке ежесуточно. Как только ситуация будет такой, что появятся признаки нарушений антимонопольного законодательства, мы, естественно, примем решения о возбуждении дел и незамедлительно вас об этом проинформируем.

А.Соларев (AutoNews): Когда можно ожидать снижения цен, насколько сильным оно будет, и какова, по вашему мнению, справедливая цена на Аи-92 и Аи-95?

А.Голомолзин: Есть основания не допускать необоснованного роста цен. Если говорить о справедливом уровне цен, то, к сожалению, количественного значения назвать нельзя, потому что уровень цен зависит от совокупности постоянно меняющихся факторов. В частности, речь идет о динамике цен на внешнем рынке. Скажем, за последнее время цены изменились примерно на 30% - от 90 буквально до 120 долл. за барр. Существенное значение могут иметь, учитывая то, что значительные объемы нефти и нефтепродуктов экспортируются, курсовая разница и еще ряд других влияющих факторов. Совокупность мер, о которых я говорил, позволяет нам рассчитывать на то, что цены могут находиться на уровнях, близких к инфляции. Они могут колебаться в период повышенного спроса либо изменения внешней конъюнктуры в большую или меньшую сторону, но в целом - и это показывает статистика всех предыдущих лет и 2011г. - они находятся в этом ценовом рыночном коридоре.

М.Редькин (Курганская обл.): Хватит ли в России бензина на осень? Возможен ли новый дефицит, как в апреле?

А.Голомолзин: Бензина хватит не только на осень, но и на всю обозримую перспективу.

Вопрос из зала: У вас были разногласия с Минэнерго по поводу двух законопроектов, регулирующих понятия справедливых цен на нефтепродукты. Минэнерго предлагало внести законопроект о нефти, вы предлагали законопроект с другим названием. Все-таки был ли найден компромисс? Готовы ли вы внести какие-то свои предложения в закон о нефти и в вашей редакции, допустим, принять его?

А.Голомолзин: Что касается механизма ценообразования, то вас, наверное, интересует вопрос о формуле цены на нефть. В данном случае мы говорим о том, что касается вообще подхода к ценообразованию по формуле цены, то у нас особых разночтений в этом вопросе с Минэнерго нет. Особенно это стало понятно, когда мы стали разбираться с кризисными ситуациями прошлого и текущего года. Потому что и то, и другое ведомство использовали схожие инструменты, в том числе основанные на сопоставлении с ценами внешнего рынка, приведенными к сопоставимым условиям. Поэтому объективно здесь существенных разногласий быть не может.
По концепции и по содержанию законопроекта, правильнее отдельно принимать законопроект о рыночном ценообразовании, правильнее отдельно принимать законопроект об обороте нефти и нефтепродуктов, где сформулированы требования поведенческого и структурного характера, направленные на развитие конкуренции на рынках нефти и нефтепродуктов, которые, к сожалению, в настоящее время в достаточной степени монополизированы, что требует принятия вот такого рода мер.
И принимать закон о нефти, который сейчас разрабатывается в Минэнерго в части вопросов, которые требуют законодательного урегулирования, которое относится в том числе и к компетенции Минэнерго... Мы полагаем, что нет необходимости в законе о нефти дублировать содержание ряда других законодательных актов. Ну, например, нецелесообразно вопросы конкуренции обсуждать в законе о нефти. Похожие замечания, скажем по недрам, в свое время писало Минприроды. То же самое касается вопросов регулирования тарифов на услуги естественных монополий. Есть развитый аппарат и соответствующие правоотношения, которые регламентируются соответствующим законодательным актом, и в них эти вопросы могут быть урегулированы. Я думаю, что окончательное решение по этим законопроектам будет принято в правительстве в рамках, установленных процедурой.

Вопрос: Как вы считаете, помогут ли обсуждаемые сейчас правительством толлинговые схемы производства нефтепродуктов за рубежом избежать дефицита топлива?

А.Голомолзин: Да, такие предложения существуют и такие механизмы возможны, когда на свободных мощностях соседних государств могут перерабатываться нефтепродукты, и тем самым обеспечивается дополнительное предложение нефтепродуктов на внутреннем рынке.

Вопрос: По вашему мнению, нефтяники согласятся с предложениями ФАС о пороге доминирования сетей автозаправочных станций? Не было ли консультаций с компаниями по этому поводу?

А.Голомолзин: Мы думаем, что согласятся, поскольку в том числе стратегически выгодно в конечном итоге и нефтяным компаниям. Потому что сейчас компании присутствуют в ряде регионов страны, которые им были "нарезаны" изначально в рамках приватизационных указов, но они уже вышли на пределы своего роста в этих регионах. И в этом случае существует возможность того, чтобы в эти регионы приходили другие компании, которые будут снижать уровень доминирования существующих игроков, а также должны приходить независимые АЗС. Все вместе они будут способствовать усилению конкуренции, а значит, и снижению цен. Наш опыт показывает, что в том регионе, где доминирует одна компания, цены на 2-5% выше, чем в соседнем регионе, где конкурирует целый ряд компаний. Поэтому от такой старой, архаичной структуры нефтяные компании будут заинтересованы переходить к новой конкурентной ситуации. И мы знаем уже по целому ряду сделок, которые анализируются в ФАС, что нефтяные компании заходят на, как это можно раньше было назвать, чужие рынки. И тем самым идет развитие конкуренции.

М.Лютова (газета "Ведомости"): Имеет ли ФАС отношение к проверкам мини-НПЗ? И еще вопрос: идея отделить юридически опт от розницы будет осуществлена?

А.Голомолзин: По первому вопросу: ФАС не проверяет мини-НПЗ. А что касается второго вопроса, то в рамках законопроекта о нефти и нефтепродуктах мы предлагаем отделить и сделать это путем организационного обособления по видам деятельности оптовой реализации и розничной реализации. Мы считаем необходимым создать равные условия конкуренции для независимых сбытовых компаний, работающих в этой сфере, и для сбытовых компаний, которые входят в структуру рынка. Это должно касаться и ценовых условий, это должно касаться и условий доступа к первой продаже на оптовом рынке нефтепродуктов.

А.Горшкова ("Интерфакс"): Минэнерго выступило с инициативой, что оно будет предоставлять приоритетный доступ нефтяным компаниям по нефтепроводу "Дружба" исключительно для тех, кто заключает долгосрочные договоры. Не является ли это нарушением антимонопольного законодательства, и что делать компаниям, у которых этих долгосрочных договоров нет?

А.Голомолзин: Сейчас существуют правила недискриминационного доступа к нефтяной трубе. Такой критерий в настоящее время не сформулирован, он обсуждается в рамках проекта правил недискриминационного доступа по транспортировке газа. В принципе, после того как подобного рода изменения могут быть приняты в правила недискриминационного доступа к нефтяной трубе, этот критерий может применяться. В настоящее время пока все другие участники заранее не были уведомлены, что они могут получить приоритет по соответствующему критерию. Подобного рода предложения преждевременны. При этом мы с жалобами такого рода не сталкивались. Если мы столкнемся с такой жалобой, она будет рассмотрена в установленном порядке.

Заключительное слово ведущего.

Спасибо Анатолию Николаевичу за предоставленную возможность пообщаться. В ближайшие часы на интернет-ресурсах РБК появится полная стенограмма нашего разговора и самые яркие видеоцитаты нашего спикера. Благодарю за внимание журналистов, нашу интернет-аудиторию, а также технические службы пресс-центра, которые помогали нам оставаться все это время в прямом эфире. До встречи.