ФАС России подвела итоги работы по контролю соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электроэнергии

В целях усиления контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электроэнергии ФАС России проанализировала результаты в этой сфере за 2010 – 1 квартал 2011 года.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» ФАС России наделена полномочиями по контролю за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электроэнергии.
Субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии со Стандартами раскрытия информации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24.

Анализ полученных данных показал, что в период 2010 по 1 квартал 2011 года центральным аппаратом ФАС России и ее территориальными органами было возбуждено 295 дел об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.15 КоАП РФ – нарушение стандартов раскрытия информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии.

Хозяйствующие субъекты признаны нарушившими следующие пункты Стандартов раскрытия информации:

  • пункт 2 (обязанность раскрытия информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации) – 6 хозяйствующих субъектов,
  • пункт 3 (место опубликования информации) – 12 хозяйствующих субъектов,
  • пункт 9 (раскрытие бухгалтерской отчетности, структура и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг), а также информации при использовании метода доходности инвестированного капитала при государственном регулировании тарифов в отношении субъектов рынков электрической энергии) – 80 хозяйствующих субъектов,
  • пункт 10 (место и сроки опубликования годовой финансовоой (бухгалтерской) отчетности, а также аудиторского заключения (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлялась аудиторская проверка) – 32 хозяйствующих субъекта,
  • пункт 11 (требования к составу информации, подлежащей опубликованию сетевой организацией) – 152 хозяйствующих субъекта,
  • пункт 12 (место и сроки опубликования информации сетевой организацией) – 70 хозяйствующих субъектов,
  • пункт 15 (требования к составу информации, подлежащей опубликованию производителями электрической энергии) – 9 хозяйствующих субъектов,
  • пункт 16 (требования к опубликованию информации гидроэлектростанциями) – 3 хозяйствующих субъекта,
  • пункт 20 (требования к составу информации, подлежащей опубликованию энергоснабжающими, энергосбытовыми организации и гарантирующими поставщиками) – 25 хозяйствующих субъекта,
  • пункт 21 (место и сроки опубликования информации энергоснабжающими, энергосбытовыми организации и гарантирующими поставщиками) – 7 хозяйствующих субъектов,
  • пункт 22 (обязанность опубликования гарантирующими поставщиками информации о размере регулируемой сбытовой надбавки с указанием решения уполномоченного регулирующего органа об установлении тарифа (информация подлежит опубликованию в официальном печатном издании не реже одного раза в год), а также об объеме электрической энергии, покупаемой на оптовом рынке, в том числе в секторе свободной торговли и регулируемом секторе, по двусторонним договорам купли-продажи (информация раскрывается ежемесячно)) – 7 хозяйствующих субъектов,
  • пункт 23 (обязанность опубликования гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей) информации об объемах покупки электрической энергии (мощности) на розничном рынке электроэнергии и о фактическом полезном отпуске электрической энергии (мощности) потребителям с выделением поставки населению (информация подлежит опубликованию на официальном сайте сбытовой компании ежемесячно)) – 5 хозяйствующих субъектов.

В 2010 – 1 квартале 2011 года было возбуждено 136 дел об административном правонарушении в отношении должностных лиц; 163 дела об административном правонарушении в отношении юридических лиц.

146 постановлений о привлечении к административной ответственности не обжаловались в судебном порядке (штрафы уплачены в полном объеме).

95 постановлений о привлечении к административной ответственности – обжалованы в судебном порядке, из них 24 постановления отменены судами по основаниям, предусмотренным статьей 2.9 КоАП РФ (малозначительность правонарушения).

Наложено штрафов на общую сумму в размере 27 355 000 рублей, оплачено штрафов на общую сумму в размере 12 691 500 рублей.

«Необходимо обратить внимание на значимость осуществления антимонопольным органом контроля в сфере соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электроэнергии, поскольку соблюдение Стандартов позволяет обеспечивать информационную открытость энергетических компаний, которая является важным элементом недискриминационного доступа к услугам в сфере электроэнергетики», – отметил начальник Управления контроля электроэнергетики ФАС России Виталий Королев.