Итоги деятельности Мурманского УФАС России за 2012 год в сфере контроля за соблюдением антимонопольного законодательства

В 2012 году Управлением Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области осуществлялся контроль по всем направлениям, предусмотренным антимонопольным законодательством, а также контроль деятельности субъектов естественных монополий, соблюдения законодательства о рекламе, размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.

 

При осуществлении антимонопольного контроля Мурманское УФАС России уделяло особое внимание рассмотрению жалоб и заявлений хозяйствующих субъектов, индивидуальных предпринимателей на действия предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках нашего региона, органов исполнительной власти и местного самоуправления, действия которых приводят либо могут привести к ограничению конкуренции и негативно влияющих на развитие экономики Мурманской области.

 

Приоритетными направлениями деятельности управления в 2012 году являлись:

 

- Контроль за порядком проведения торгов;

- недобросовестная конкуренция в сфере ЖКХ;

- злоупотребление доминирующим положением в сфере электроэнергетики;

- контроль за размещением государственных и муниципальных заказов в области строительства и закупок медицинского оборудования и лекарственных средств.

 

В 2012 году Мурманское УФАС возбудило 69 дел по признакам нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»).

 

Наибольшее количество нарушений касались злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, недобросовестной конкуренции, ограничивающих конкуренцию действий (бездействия) федеральных органов  исполнительной власти, органов государственной власти Мурманской области и органов местного самоуправления.

 

Повторных нарушений антимонопольного законодательства со стороны хозяйствующих субъектов органов власти не выявлено.

 

В прошедшем году специалисты Мурманского УФАС России рассмотрели 384 заявления о предоставлении государственных и муниципальных преференций. Подавляющее большинство из них согласовано с ограничением по сроку.

 

Следует отметить, что преференции предоставлялись преимущественно субъектам малого и среднего предпринимательства населенных пунктов нашей области. Сферы их деятельности, как правило, имеют социальную направленность. Это, например, пошив и ремонт обуви, розничная торговля продуктами питания и товарами бытового потребления, ведение фермерского хозяйства, производство сельскохозяйственной продукции (особенно актуально для Кандалакшского района).

 

В 2012 году в рамках контроля за экономической концентрацией рассмотрено 1 ходатайство и 11  уведомлений. Они касались приобретения долей в уставных капиталах обществ, приобретения акций акционерных обществ, а также реорганизации хозсубъекта в форме присоединения. Эти сделки, в большинстве своем, совершены в рыбодобывающей отрасли.

 

В течение всего прошлого года на постоянной основе Мурманским УФАС России проводились мониторинги: еженедельный мониторинг оптовых и розничных цен на нефтепродукты и авиакеросин, мониторинг рынка услуг по управлению многоквартирными домами в муниципальных образованиях с населением свыше 10 тысяч человек, ежеквартальный мониторинг розничных цен на лекарственные средства и др.

 

Также в 2012 году Управление ФАС по Мурманской области вело работу по изучению и анализу следующих товарных рынков: розничного рынка электроэнергии (мощности) на территории Мурманской области; услуг охраны квартир; услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами; услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов, рынок энергетических углей.

 

В 2012 году сотрудники Мурманского УФАС уделили пристальное внимание недобросовестной конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства (особенно, если вопрос касался выставления двойных квитанций гражданам).

 

В 2012 году по статьям, связанным с нарушениями антимонопольного законодательства на товарных рынках, в соответствии с КоАП РФ выдано 63 постановления о наложении штрафа на общую сумму 8 миллионов 450 тысяч 500 рублей.