Экспертный совет по рекламе Мурманского УФАС России на первом заседании рассмотрел вопросы несоответствия законодательству ряда рекламных продуктов

27 ноября  состоялось первое заседание Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Мурманском УФАС России под председательством врио руководителя Ирины Поповой.

Состав Экспертного совета по применению законодательства о рекламе сформирован из специалистов Мурманского УФАС России, представителя Управления Роскомнадзора по Мурманской области, Регионального отделения общественной организации «Опора России», уполномоченного по правам ребенка в Мурманской области, представителя Мурманского регионального отделения общественной организации «Союз журналистов России», доцента кафедры социальной психологии НОУ ВПО «Международный институт бизнес-образования», доцента кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный технический университет».

Кроме членов совета в заседании приняли участие представители ОГИБДД УМВД России по городу Мурманску и местного отделения ДОСААФ России города Мурманска.

Первым вопросом на заседании стало возможное несоответствие законодательству рекламы индивидуального предпринимателя, размещенная на транспортных средствах (такси) в виде рекламных световых табло с бегущей строкой в части создания угрозы безопасности дорожного движения.

«С высокой степенью вероятности можно говорить, что данный раздражитель (бегущая световая строка красного цвета) вызывает отвлечение произвольного внимания участников дорожного движения, - считает Валентина Лихошва. - Внимание приобретает вид непроизвольного и перестает контролироваться со стороны водителей. Основную опасность световое табло может представлять для водителя, идущего за машиной с рекламными огнями».

Валентина Лихошва пояснила, что непроизвольное внимание представляет собой ориентировочный рефлекс, вызываемый изменениями, «колебаниями» окружающей среды: «Направленность психики фокусируется на раздражителе. Ориентировочный рефлекс предполагает возможность лучше, полнее осведомиться относительно начавшего свое действие раздражителя, другими словами всё внимание устремляется к источнику (рекламному сообщению). В данном случае огромную роль играют следующие факторы: сила раздражителя (красный цвет), движение (строка бегущая), близость раздражителя (перед глазами у водителей), условия, при которых раздражитель воздействует (на месте, где часто стоп-сигнал у автомобиля). Реакция на раздражитель носит рефлекторный характер, а это означает, что водитель автомобиля, идущего сзади от рекламной строки, автоматически переключает внимание на бегущую строку в ущерб оценке ситуации на дороге; и  действия водителя автоматизированы: он может резко нажать на тормоз для предотвращения столкновения, так как видит «стоп-сигнал» или сигнал, который ему не понятен».

По данному вопросу также озвучил свою точку зрения и представитель ДОСААФ. Антон Синяков акцентировал внимание на том, что бегущая строка безусловно влияет на внимание водителей с малым стажем вождения, и особенно на внимание тех, кто только проходит обучение: «Для начинающих водителей сам выезд на дорогу с интенсивным движением - это уже стресс, поэтому раздражающий фактор в виде бегущей строки может непроизвольно отвлечь внимание учащихся автошколы, тем самым спровоцировать дорожно-транспортное происшествие»

Все члены Экспертного совета единогласно признали световую рекламу с бегущей рекламной строкой, размещенную в салоне автомобиля на панели заднего окна, создающей угрозу безопасности движения, отвлекающей внимание участников дорожного движения и отвлекающей от управления транспортным средством других водителей, движущихся в одном направлении за автомобилем со световой рекламной конструкцией в виде бегущей строки.

Аналогичную солидарность проявил совет и при голосовании по следующему вопросу, который касался рекламного плаката, призывающего посетить выставку продажу одежды и обуви в Ледовом дворце Мурманска, с использованием образа «Родина-мать зовёт!».

«Родина-мать зовёт!» - знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, - говорит Светлана Мороз. -  Согласно поступающим обращениям в антимонопольный орган,  использование данного образа оскорбляет чувства ветеранов Великой Отечественной войны, а также молодого поколения, которому не чужды нравственность и патриотизм»

Члены Экспертного совета отметили, что плакат времён Великой Отечественной войны «Родина-мать зовёт!» - это история нашей страны, что в свою очередь является нашей культурой и наследием, которые необходимо оберегать. Использование модифицированного образа плаката является оскорбительным для лиц определенной социальной категории – ветеранов Великой Отечественной войны, детей войны…

Все члены Экспертного совета единогласно признали использование рекламного плаката с использованием образа «Родина-мать зовёт!» оскорбительным, вызывающим негативные переживания, принижающим чувство гордости за свою страну и историческую память российского народа.

В последнюю очередь обсуждали рекламы БИР ХАУЗ ЁРШ, распространяемой в социальной группе «ВКонтакте» сети Интернет на странице официальной группы «Мурманск». В рекламном сообщении говорится: «Мы открылись! ЁРШ БИР ХАУЗ. Розыгрыш абонемента на 20 литров фирменного пенного от БИР ХАУЗ ЁРШ, г Мурманск, Ленина, 20» и призыв  принять участие  в акции, по условиям которой группа «Мурманск» совместно с ЁРШ БИР ХАУЗ подарит любителям компанейских напитков 20 литров фирменного напитка. Условия участия в розыгрыше просты: 1. Быть участником группы «Мурманск»; 2. Вступить в группу «ЁРШ БИР ХАУЗ»; 3. Сделать репост данной записи.

«Данное сообщение было расценено заявителем как пропаганда алкогольных  напитков, т.к. в названии  компании присутствуют слова (в переводе с английского языка) обозначающие «Пивной Дом Ёрш», - поясняет Светлана Мороз. - Согласно пункту 8 части 2 статьи 21 Закона о рекламе  реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Валентина Лихошва снова дала оценку эксперта в области психологии: «С точки зрения психологии в восприятии рекламы действуют следующие закономерности: 1). Люди стремятся создать образ продукта. В процессе все существенные элементы выдвигаются на передний план. В данном случае: «ЁРШ БИР ХАУЗ», а большая часть остальной информации остаётся фоном. 2) Процесс создания целостного образа из отдельных элементов: Мы открылись! «ЁРШ», «БИР ХАУЗ», «пенного», «литров». Остальная информация заполняется через ассоциативный ряд, что создаёт полное ощущение рекламы пива, как продукта алкогольного. Целостность подразумевает склонность разрабатывать полную картину восприятия, даже если некоторые её элементы отсутствуют. Более того, данный метод в рекламе усиливает интерес к продукту».

Все члены Экспертного совета единогласно признали информацию: «Мы открылись! ЁРШ БИР ХАУЗ. Розыгрыш абонемента на 20 литров фирменного пенного от БИР ХАУЗ ЁРШ, г. Мурманск, Ленина, 20» рекламой, ассоциирующейся с продажей пива и направленной на продвижение услуг паба  ЁРШ БИР ХАУЗ.

В завершении заседания Ирина Попова обозначила важность подобных мероприятий и поблагодарил собравшихся.

Мурманское УФАС России проводит опрос среди участников дорожного движения. Ведомство просит оказать содействие, ответив на вопрос: «Отвлекает ли ваше внимание световое табло с бегущей рекламной строкой, установленное на задней панели окна автомобилей такси?»

Проголосовать можно на сайте Мурманского УФАС России.