Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 21 в отношении ООО «Октябрьское ЖЭУ»

Номер дела: № 21
Дата публикации: 30 июля 2014, 17:37

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 21

 

28 июля 2014 года

г. Мурманск

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Попова Ирина Николаевна, действующий на основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), рассмотрев материалы дела № 21 об административном правонарушении, возбужденном в отношении юридического лица – ООО «Октябрьское ЖЭУ» (юридический адрес: 199226, г. С. Петербург, ул. Морская набережная, 9А, оф. 15Н; адрес для направления почтовой корреспонденции: 183032, г. Мурманск, ул. Тарана, д. 9, ИНН 5190182549, ОГРН 1085190004525), привлекаемого к административной ответственности по части 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и приложенные к нему материалы дела об административном правонарушении,

 

УСТАНОВИЛ:

  1. Комиссия Мурманского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 49 о нарушении антимонопольного законодательства (решение от 03.02.2014) признала факт нарушения ООО «Октябрьское ЖЭУ» пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во введении жильцов многоквартирного дома № 9 по улице Самойловой в городе Мурманске в заблуждение в отношении наименования, места нахождения управляющей организации (исполнителя коммунальных услуг) в отношении указанного многоквартирного дома, совершенном путем неправомерного направления в адрес собственников помещений указанного дома в период с июля 2013 по сентябрь 2013 года квитанций на оплату коммунальных услуг.

  2. Согласно части 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

  3. Событие административного правонарушения и его квалификация.

11.06.2013 по результатам общего собрания собственниками помещений в многоквартирном доме № 9 по улице Самойловой было принято решение о расторжении договора управления с ООО «Октябрьское ЖЭУ», осуществлявшим управление многоквартирным домом ранее и заключении договора управления с вновь выбранной управляющей организацией ООО «Жилищно-эксплуатационная компания» (далее по тексту – ООО «ЖЭК»).

17.06.2013 ООО «Октябрьское ЖЭУ» было уведомлено собственниками помещений в многоквартирном доме о смене управляющей организации.

Легитимность решения собственников о выборе ООО «ЖЭК» и расторжении договора с ООО «Октябрьское ЖЭУ» явилась предметом проверки Государственной жилищной инспекции Мурманской области, которой, согласно акту проверки от 04.10.2013 № 1793, нарушений обязательных требований законодательства, которые могли бы являться основанием для отмены указанного решения, не выявлено. Государственной жилищной инспекцией Мурманской области сделано заключение о том, что ООО «ЖЭК» вправе осуществлять управление общим имуществом многоквартирного дома № 9 по улице Самойловой.

Между тем, ООО «Октябрьское ЖЭУ» не отреагировало на смену управляющей организации, а также расторжение договора управления с ним и, в период с июля 2013 по сентябрь 2013, продолжало направлять жильцам указанного дома единые платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Собственники, наниматели жилых помещений обязаны ежемесячно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (пункты 1, 6.2. статьи 155 ЖК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 названного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 этого же Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Частью 8 данной статьи предусмотрено, что изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Учитывая позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении Президиума от 15.07.2010 №1027/10, договор управления многоквартирным домом может быть прекращён в одностороннем порядке по инициативе собственников помещений по основаниям, предусмотренных частями 8.1 и 8.2 статьи 162 ЖК РФ, а также в случаях, определённых соглашением сторон. Из части 8.1 статьи 162 ЖК РФ следует, что собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключённого по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 указанного Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом. Частью 8.2 этой же статьи закреплено, что собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами или договором.

При одностороннем расторжении домовладельцами договора управления домом с управляющей организацией обязательства сторон прекращаются (пункт 2 статьи 453 ГК РФ).

Из содержания приведённых норм следует, что после заключения договора управления многоквартирным домом, по условиям которого на новую управляющую компанию возложена обязанность по предоставлению коммунальных услуг, и после расторжения договора управления домом с прежней управляющей организацией, последняя не имеет правовых оснований считать себя стороной, находящейся в договорных отношениях с собственниками помещений в спорном доме и поставщиками ресурсов. Кроме того, из пунктов 2, 3, 9 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, пункта 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 №124, следует, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией, выбор которой принадлежит собственникам помещений, и только она обязана заключать договоры ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями. Обязанность проинформировать ресурсоснабжающую организацию о прекращении исполнителем обязательства по той или иной причине предоставлять коммунальную услугу лежит на исполнителе по договору, т.е. на прежней управляющей организации.

В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений от 11.06.2013 был расторгнут договор управления с ООО «Октябрьское ЖЭУ» и принято решение о заключении договора управления с ООО «ЖЭК». Во исполнение данного решения собственниками помещений с ООО «ЖЭК» был заключен договор управления многоквартирным домом от 11.06.2013; ООО «ЖЭК» приступило к управлению домом с 01.07.2013.

Таким образом, фактически обязательства ООО «Октябрьское ЖЭУ» перед жильцами дома № 9 по улице Самойловой в городе Мурманске прекратились в связи с расторжением договора в силу пункта 2 статьи 453 ГК РФ.

В спорный период (июль 2013 г. – сентябрь 2013 г.) правомочной управляющей организацией многоквартирного дома № 9 по улице Самойловой являлось ООО «ЖЭК».

Вместе с тем, ООО «Октябрьское ЖЭУ», несмотря на прекращение (в результате расторжения в одностороннем порядке на основании п. 3 ст. 161 ЖК РФ) с ним договора управления и юридическое прекращение своих полномочий как управляющей организации, продолжило выставлять квитанции на оплату коммунальных услуг в адрес жильцов дома № 9 по улице Самойловой в городе Мурманске.

Учитывая изложенное, в период с июля 2012 года по сентябрь 2013 года у ООО «Октябрьское ЖЭУ» отсутствовали законные основания для выставления квитанций на оплату коммунальных услуг жильцам многоквартирного жилого дома № 9 по улице Самойловой.

Таким образом ООО «Октябрьское ЖЭУ» создало угрозу неполучения ООО «ЖЭК» платежей за фактически оказанные им в период с июля 2012 года по сентябрь 2013 года услуги по управлению многоквартирным домом № 9 по улице Самойловой.

ООО «Октябрьское ЖЭУ», выставляя в указанный период в адрес жильцов спорного многоквартирного дома квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг, не имея при этом с 01.07.2013 действующего договора с собственниками помещений в многоквартирном доме тем самым вводило жильцов вышеуказанного дома в заблуждение в отношении организации, предоставляющей услуги по управлению, что не допустимо в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.

  1. Доказательств обратного в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 46 со стороны ООО «Октябрьское ЖЭУ» представлено не было.

  2. Таким образом в действиях ООО «Октябрьское ЖЭУ» установлен факт недобросовестной конкуренции, выразившейся во введении жильцов многоквартирного дома № 9 по улице Самойловой в городе Мурманске в заблуждение в отношении организации, предоставляющей услуги по управлению указанным многоквартирным домом в период с июля 2012 года по сентябрь 2013 года.

  3. В соответствии с частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Местом совершения административного правонарушения является Мурманская область, г. Мурманск.

Время совершения административного правонарушения: с июля 2013 года по сентябрь 2013 года.

Субъект административного правонарушения – юридическое лицо ООО «Октябрьское ЖЭУ» (юридический адрес: 199226, г.С.Петербург, ул.Морская набережная, 9А, оф. 15Н; адрес для направления почтовой корреспонденции: 183032, г.Мурманск, ул.Тарана, д.9, ИНН 5190182549, ОГРН 1085190004525).

Объект административного правонарушения: конкурентные отношения в сфере управления многоквартирными домами.

Объективная сторона административного правонарушения.

Объективная сторона вменяемого ООО «Октябрьское ЖЭУ» правонарушения состоит в осуществлении Обществом недобросовестной конкуренции в отношении ООО «ЖЭК», сопровождавшейся введением жильцов многоквартирного дома № 9 по улице Самойловой в заблуждение в отношении наименования, места нахождения организации, осуществляющей фактическое управлением указанным многоквартирным домом, путём неправомерного выставления в адрес жильцов квитанций на оплату коммунальных услуг.

Субъективная сторона административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ООО «Октябрьское ЖЭУ» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ, заключается в том, что Общество имело возможность для соблюдения норм действующего законодательства, запрещающего недобросовестную конкуренцию во всех её проявлениях, и могло избежать введения жильцов вышеуказанных многоквартирных домов в заблуждение в отношении наименования, места нахождения исполнителя коммунальных услуг (управляющей организации), не выставляя в их адрес квитанции на оплату коммунальных услуг в период, когда фактически не являлось действующей управляющей организацией в многоквартирном доме № 9 по улице Самойловой. Однако ООО «Октябрьское ЖЭУ» не были предприняты меры по соблюдению требований действующего законодательства.

При указанных обстоятельствах в действиях ООО «Октябрьское ЖЭУ» содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность в отношении ООО «Октябрьское ЖЭУ» не установлено.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность в отношении ООО «Октябрьское ЖЭУ» не установлено.

Характер и размер ущерба, причинённого административным правонарушением.

Совершённые ООО «Октябрьское ЖЭУ» действия прямо затрагивали права и обязанности ООО «ЖЭК» в части исполнения заключённых им и действовавших договоров с ресурсоснабжающими организациями, поскольку Общество получило возможность за счёт ООО «ЖЭК» получать плату от жильцов спорных многоквартирных домов за те услуги, которые им (ООО «Октябрьское ЖЭУ») фактически не оказывались, а это, в свою очередь, могло привести к таким негативным последствиям, как возможность применения в отношении ООО «ЖЭК» ограничения подачи ресурсов, расторжение договоров поставки коммунальных ресурсов и проч.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении не установлено.

Определением от 16.07.2014 исх. № 05-04/14-21-3616 юридическое лицо — ООО «Октябрьское ЖЭУ» было уведомлено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 21.

При рассмотрении дела об административном правонарушении присутствовал защитник ООО «Октябрьское ЖЭУ» Хотько Юлия Николаевна, которой представлены подтверждающие полномочия и личность документы:

- паспорт 4704№921890 выдан 14.09.2004 ОВД Октябрьского округа города Мурманска;

- доверенность от 17.06.2014, выдана ООО «Октябрьское ЖЭУ» в лице генерального директора общества <...>; - приказ от 28.10.2013 № 177/2 о назначении генерального директора ООО «Октябрьское ЖЭУ».

Защитником ООО «Октябрьское ЖЭУ» в ходе рассмотрения административного дела представлены письменные пояснения, которые учтены при принятии настоящего постановления и приобщены к материалам административного дела.

Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 25.5 КоАП РФ защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Как следует из правил, предусмотренных 4 примечанием к статье 14.31 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 404-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»), за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 14.33 КоАП РФ, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Учитывая изложенное, величина штрафа, подлежащего наложению с учётом положений, содержащихся в 4 примечании к статье 14.31 КоАП РФ, составляет:

100 000 + ((500 000 – 100 000) /2) = 300 000 рублей.

На основании вышеизложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь статьей 14.33, примечанием 4 к статье 14.31, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

За нарушение пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и в соответствии с частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ, примечанием 4 к статье 14.31 КоАП РФ наложить на юридическое лицо ООО «Октябрьское ЖЭУ» (юридический адрес: 199226, г. С. Петербург, ул. Морская набережная, 9А, оф. 15Н; адрес для направления почтовой корреспонденции: 183032, г. Мурманск, ул. Тарана, д. 9, ИНН 5190182549, ОГРН 1085190004525) штраф в размере 300 000 рублей (триста тысяч рублей).

Реквизиты для уплаты штрафа:

Получатель УФК по Мурманской области (Мурманское УФАС России) ИНН/КПП 5191501854/519001001. Расчетный счет 40101810000000010005 в ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской обл. г. Мурманск. БИК 044705001. Код ОКТМО 47701000.

Код платежа 161 116 02010 01 6000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства».

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершённом юридическим лицом обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

stdClass Object ( [vid] => 11696 [uid] => 5 [title] => Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 21 в отношении ООО «Октябрьское ЖЭУ» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11696 [type] => solution [language] => ru [created] => 1406727526 [changed] => 1406727612 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1406727612 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 21

 

28 июля 2014 года

г. Мурманск

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Попова Ирина Николаевна, действующий на основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), рассмотрев материалы дела № 21 об административном правонарушении, возбужденном в отношении юридического лица – ООО «Октябрьское ЖЭУ» (юридический адрес: 199226, г. С. Петербург, ул. Морская набережная, 9А, оф. 15Н; адрес для направления почтовой корреспонденции: 183032, г. Мурманск, ул. Тарана, д. 9, ИНН 5190182549, ОГРН 1085190004525), привлекаемого к административной ответственности по части 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и приложенные к нему материалы дела об административном правонарушении,

 

УСТАНОВИЛ:

  1. Комиссия Мурманского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 49 о нарушении антимонопольного законодательства (решение от 03.02.2014) признала факт нарушения ООО «Октябрьское ЖЭУ» пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во введении жильцов многоквартирного дома № 9 по улице Самойловой в городе Мурманске в заблуждение в отношении наименования, места нахождения управляющей организации (исполнителя коммунальных услуг) в отношении указанного многоквартирного дома, совершенном путем неправомерного направления в адрес собственников помещений указанного дома в период с июля 2013 по сентябрь 2013 года квитанций на оплату коммунальных услуг.

  2. Согласно части 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

  3. Событие административного правонарушения и его квалификация.

11.06.2013 по результатам общего собрания собственниками помещений в многоквартирном доме № 9 по улице Самойловой было принято решение о расторжении договора управления с ООО «Октябрьское ЖЭУ», осуществлявшим управление многоквартирным домом ранее и заключении договора управления с вновь выбранной управляющей организацией ООО «Жилищно-эксплуатационная компания» (далее по тексту – ООО «ЖЭК»).

17.06.2013 ООО «Октябрьское ЖЭУ» было уведомлено собственниками помещений в многоквартирном доме о смене управляющей организации.

Легитимность решения собственников о выборе ООО «ЖЭК» и расторжении договора с ООО «Октябрьское ЖЭУ» явилась предметом проверки Государственной жилищной инспекции Мурманской области, которой, согласно акту проверки от 04.10.2013 № 1793, нарушений обязательных требований законодательства, которые могли бы являться основанием для отмены указанного решения, не выявлено. Государственной жилищной инспекцией Мурманской области сделано заключение о том, что ООО «ЖЭК» вправе осуществлять управление общим имуществом многоквартирного дома № 9 по улице Самойловой.

Между тем, ООО «Октябрьское ЖЭУ» не отреагировало на смену управляющей организации, а также расторжение договора управления с ним и, в период с июля 2013 по сентябрь 2013, продолжало направлять жильцам указанного дома единые платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Собственники, наниматели жилых помещений обязаны ежемесячно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (пункты 1, 6.2. статьи 155 ЖК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 названного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 этого же Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Частью 8 данной статьи предусмотрено, что изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Учитывая позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении Президиума от 15.07.2010 №1027/10, договор управления многоквартирным домом может быть прекращён в одностороннем порядке по инициативе собственников помещений по основаниям, предусмотренных частями 8.1 и 8.2 статьи 162 ЖК РФ, а также в случаях, определённых соглашением сторон. Из части 8.1 статьи 162 ЖК РФ следует, что собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключённого по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 указанного Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом. Частью 8.2 этой же статьи закреплено, что собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами или договором.

При одностороннем расторжении домовладельцами договора управления домом с управляющей организацией обязательства сторон прекращаются (пункт 2 статьи 453 ГК РФ).

Из содержания приведённых норм следует, что после заключения договора управления многоквартирным домом, по условиям которого на новую управляющую компанию возложена обязанность по предоставлению коммунальных услуг, и после расторжения договора управления домом с прежней управляющей организацией, последняя не имеет правовых оснований считать себя стороной, находящейся в договорных отношениях с собственниками помещений в спорном доме и поставщиками ресурсов. Кроме того, из пунктов 2, 3, 9 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, пункта 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 №124, следует, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией, выбор которой принадлежит собственникам помещений, и только она обязана заключать договоры ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями. Обязанность проинформировать ресурсоснабжающую организацию о прекращении исполнителем обязательства по той или иной причине предоставлять коммунальную услугу лежит на исполнителе по договору, т.е. на прежней управляющей организации.

В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений от 11.06.2013 был расторгнут договор управления с ООО «Октябрьское ЖЭУ» и принято решение о заключении договора управления с ООО «ЖЭК». Во исполнение данного решения собственниками помещений с ООО «ЖЭК» был заключен договор управления многоквартирным домом от 11.06.2013; ООО «ЖЭК» приступило к управлению домом с 01.07.2013.

Таким образом, фактически обязательства ООО «Октябрьское ЖЭУ» перед жильцами дома № 9 по улице Самойловой в городе Мурманске прекратились в связи с расторжением договора в силу пункта 2 статьи 453 ГК РФ.

В спорный период (июль 2013 г. – сентябрь 2013 г.) правомочной управляющей организацией многоквартирного дома № 9 по улице Самойловой являлось ООО «ЖЭК».

Вместе с тем, ООО «Октябрьское ЖЭУ», несмотря на прекращение (в результате расторжения в одностороннем порядке на основании п. 3 ст. 161 ЖК РФ) с ним договора управления и юридическое прекращение своих полномочий как управляющей организации, продолжило выставлять квитанции на оплату коммунальных услуг в адрес жильцов дома № 9 по улице Самойловой в городе Мурманске.

Учитывая изложенное, в период с июля 2012 года по сентябрь 2013 года у ООО «Октябрьское ЖЭУ» отсутствовали законные основания для выставления квитанций на оплату коммунальных услуг жильцам многоквартирного жилого дома № 9 по улице Самойловой.

Таким образом ООО «Октябрьское ЖЭУ» создало угрозу неполучения ООО «ЖЭК» платежей за фактически оказанные им в период с июля 2012 года по сентябрь 2013 года услуги по управлению многоквартирным домом № 9 по улице Самойловой.

ООО «Октябрьское ЖЭУ», выставляя в указанный период в адрес жильцов спорного многоквартирного дома квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг, не имея при этом с 01.07.2013 действующего договора с собственниками помещений в многоквартирном доме тем самым вводило жильцов вышеуказанного дома в заблуждение в отношении организации, предоставляющей услуги по управлению, что не допустимо в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.

  1. Доказательств обратного в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 46 со стороны ООО «Октябрьское ЖЭУ» представлено не было.

  2. Таким образом в действиях ООО «Октябрьское ЖЭУ» установлен факт недобросовестной конкуренции, выразившейся во введении жильцов многоквартирного дома № 9 по улице Самойловой в городе Мурманске в заблуждение в отношении организации, предоставляющей услуги по управлению указанным многоквартирным домом в период с июля 2012 года по сентябрь 2013 года.

  3. В соответствии с частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Местом совершения административного правонарушения является Мурманская область, г. Мурманск.

Время совершения административного правонарушения: с июля 2013 года по сентябрь 2013 года.

Субъект административного правонарушения – юридическое лицо ООО «Октябрьское ЖЭУ» (юридический адрес: 199226, г.С.Петербург, ул.Морская набережная, 9А, оф. 15Н; адрес для направления почтовой корреспонденции: 183032, г.Мурманск, ул.Тарана, д.9, ИНН 5190182549, ОГРН 1085190004525).

Объект административного правонарушения: конкурентные отношения в сфере управления многоквартирными домами.

Объективная сторона административного правонарушения.

Объективная сторона вменяемого ООО «Октябрьское ЖЭУ» правонарушения состоит в осуществлении Обществом недобросовестной конкуренции в отношении ООО «ЖЭК», сопровождавшейся введением жильцов многоквартирного дома № 9 по улице Самойловой в заблуждение в отношении наименования, места нахождения организации, осуществляющей фактическое управлением указанным многоквартирным домом, путём неправомерного выставления в адрес жильцов квитанций на оплату коммунальных услуг.

Субъективная сторона административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ООО «Октябрьское ЖЭУ» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ, заключается в том, что Общество имело возможность для соблюдения норм действующего законодательства, запрещающего недобросовестную конкуренцию во всех её проявлениях, и могло избежать введения жильцов вышеуказанных многоквартирных домов в заблуждение в отношении наименования, места нахождения исполнителя коммунальных услуг (управляющей организации), не выставляя в их адрес квитанции на оплату коммунальных услуг в период, когда фактически не являлось действующей управляющей организацией в многоквартирном доме № 9 по улице Самойловой. Однако ООО «Октябрьское ЖЭУ» не были предприняты меры по соблюдению требований действующего законодательства.

При указанных обстоятельствах в действиях ООО «Октябрьское ЖЭУ» содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность в отношении ООО «Октябрьское ЖЭУ» не установлено.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность в отношении ООО «Октябрьское ЖЭУ» не установлено.

Характер и размер ущерба, причинённого административным правонарушением.

Совершённые ООО «Октябрьское ЖЭУ» действия прямо затрагивали права и обязанности ООО «ЖЭК» в части исполнения заключённых им и действовавших договоров с ресурсоснабжающими организациями, поскольку Общество получило возможность за счёт ООО «ЖЭК» получать плату от жильцов спорных многоквартирных домов за те услуги, которые им (ООО «Октябрьское ЖЭУ») фактически не оказывались, а это, в свою очередь, могло привести к таким негативным последствиям, как возможность применения в отношении ООО «ЖЭК» ограничения подачи ресурсов, расторжение договоров поставки коммунальных ресурсов и проч.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении не установлено.

Определением от 16.07.2014 исх. № 05-04/14-21-3616 юридическое лицо — ООО «Октябрьское ЖЭУ» было уведомлено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 21.

При рассмотрении дела об административном правонарушении присутствовал защитник ООО «Октябрьское ЖЭУ» Хотько Юлия Николаевна, которой представлены подтверждающие полномочия и личность документы:

- паспорт 4704№921890 выдан 14.09.2004 ОВД Октябрьского округа города Мурманска;

- доверенность от 17.06.2014, выдана ООО «Октябрьское ЖЭУ» в лице генерального директора общества <...>; - приказ от 28.10.2013 № 177/2 о назначении генерального директора ООО «Октябрьское ЖЭУ».

Защитником ООО «Октябрьское ЖЭУ» в ходе рассмотрения административного дела представлены письменные пояснения, которые учтены при принятии настоящего постановления и приобщены к материалам административного дела.

Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 25.5 КоАП РФ защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Как следует из правил, предусмотренных 4 примечанием к статье 14.31 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 404-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»), за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 14.33 КоАП РФ, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Учитывая изложенное, величина штрафа, подлежащего наложению с учётом положений, содержащихся в 4 примечании к статье 14.31 КоАП РФ, составляет:

100 000 + ((500 000 – 100 000) /2) = 300 000 рублей.

На основании вышеизложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь статьей 14.33, примечанием 4 к статье 14.31, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

За нарушение пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и в соответствии с частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ, примечанием 4 к статье 14.31 КоАП РФ наложить на юридическое лицо ООО «Октябрьское ЖЭУ» (юридический адрес: 199226, г. С. Петербург, ул. Морская набережная, 9А, оф. 15Н; адрес для направления почтовой корреспонденции: 183032, г. Мурманск, ул. Тарана, д. 9, ИНН 5190182549, ОГРН 1085190004525) штраф в размере 300 000 рублей (триста тысяч рублей).

Реквизиты для уплаты штрафа:

Получатель УФК по Мурманской области (Мурманское УФАС России) ИНН/КПП 5191501854/519001001. Расчетный счет 40101810000000010005 в ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской обл. г. Мурманск. БИК 044705001. Код ОКТМО 47701000.

Код платежа 161 116 02010 01 6000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства».

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершённом юридическим лицом обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 21

 

28 июля 2014 года

г. Мурманск

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Попова Ирина Николаевна, действующий на основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), рассмотрев материалы дела № 21 об административном правонарушении, возбужденном в отношении юридического лица – ООО «Октябрьское ЖЭУ» (юридический адрес: 199226, г. С. Петербург, ул. Морская набережная, 9А, оф. 15Н; адрес для направления почтовой корреспонденции: 183032, г. Мурманск, ул. Тарана, д. 9, ИНН 5190182549, ОГРН 1085190004525), привлекаемого к административной ответственности по части 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и приложенные к нему материалы дела об административном правонарушении,

 

УСТАНОВИЛ:

  1. Комиссия Мурманского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 49 о нарушении антимонопольного законодательства (решение от 03.02.2014) признала факт нарушения ООО «Октябрьское ЖЭУ» пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во введении жильцов многоквартирного дома № 9 по улице Самойловой в городе Мурманске в заблуждение в отношении наименования, места нахождения управляющей организации (исполнителя коммунальных услуг) в отношении указанного многоквартирного дома, совершенном путем неправомерного направления в адрес собственников помещений указанного дома в период с июля 2013 по сентябрь 2013 года квитанций на оплату коммунальных услуг.

  2. Согласно части 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

  3. Событие административного правонарушения и его квалификация.

11.06.2013 по результатам общего собрания собственниками помещений в многоквартирном доме № 9 по улице Самойловой было принято решение о расторжении договора управления с ООО «Октябрьское ЖЭУ», осуществлявшим управление многоквартирным домом ранее и заключении договора управления с вновь выбранной управляющей организацией ООО «Жилищно-эксплуатационная компания» (далее по тексту – ООО «ЖЭК»).

17.06.2013 ООО «Октябрьское ЖЭУ» было уведомлено собственниками помещений в многоквартирном доме о смене управляющей организации.

Легитимность решения собственников о выборе ООО «ЖЭК» и расторжении договора с ООО «Октябрьское ЖЭУ» явилась предметом проверки Государственной жилищной инспекции Мурманской области, которой, согласно акту проверки от 04.10.2013 № 1793, нарушений обязательных требований законодательства, которые могли бы являться основанием для отмены указанного решения, не выявлено. Государственной жилищной инспекцией Мурманской области сделано заключение о том, что ООО «ЖЭК» вправе осуществлять управление общим имуществом многоквартирного дома № 9 по улице Самойловой.

Между тем, ООО «Октябрьское ЖЭУ» не отреагировало на смену управляющей организации, а также расторжение договора управления с ним и, в период с июля 2013 по сентябрь 2013, продолжало направлять жильцам указанного дома единые платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Собственники, наниматели жилых помещений обязаны ежемесячно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (пункты 1, 6.2. статьи 155 ЖК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 названного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 этого же Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Частью 8 данной статьи предусмотрено, что изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Учитывая позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении Президиума от 15.07.2010 №1027/10, договор управления многоквартирным домом может быть прекращён в одностороннем порядке по инициативе собственников помещений по основаниям, предусмотренных частями 8.1 и 8.2 статьи 162 ЖК РФ, а также в случаях, определённых соглашением сторон. Из части 8.1 статьи 162 ЖК РФ следует, что собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключённого по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 указанного Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом. Частью 8.2 этой же статьи закреплено, что собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами или договором.

При одностороннем расторжении домовладельцами договора управления домом с управляющей организацией обязательства сторон прекращаются (пункт 2 статьи 453 ГК РФ).

Из содержания приведённых норм следует, что после заключения договора управления многоквартирным домом, по условиям которого на новую управляющую компанию возложена обязанность по предоставлению коммунальных услуг, и после расторжения договора управления домом с прежней управляющей организацией, последняя не имеет правовых оснований считать себя стороной, находящейся в договорных отношениях с собственниками помещений в спорном доме и поставщиками ресурсов. Кроме того, из пунктов 2, 3, 9 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, пункта 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 №124, следует, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией, выбор которой принадлежит собственникам помещений, и только она обязана заключать договоры ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями. Обязанность проинформировать ресурсоснабжающую организацию о прекращении исполнителем обязательства по той или иной причине предоставлять коммунальную услугу лежит на исполнителе по договору, т.е. на прежней управляющей организации.

В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений от 11.06.2013 был расторгнут договор управления с ООО «Октябрьское ЖЭУ» и принято решение о заключении договора управления с ООО «ЖЭК». Во исполнение данного решения собственниками помещений с ООО «ЖЭК» был заключен договор управления многоквартирным домом от 11.06.2013; ООО «ЖЭК» приступило к управлению домом с 01.07.2013.

Таким образом, фактически обязательства ООО «Октябрьское ЖЭУ» перед жильцами дома № 9 по улице Самойловой в городе Мурманске прекратились в связи с расторжением договора в силу пункта 2 статьи 453 ГК РФ.

В спорный период (июль 2013 г. – сентябрь 2013 г.) правомочной управляющей организацией многоквартирного дома № 9 по улице Самойловой являлось ООО «ЖЭК».

Вместе с тем, ООО «Октябрьское ЖЭУ», несмотря на прекращение (в результате расторжения в одностороннем порядке на основании п. 3 ст. 161 ЖК РФ) с ним договора управления и юридическое прекращение своих полномочий как управляющей организации, продолжило выставлять квитанции на оплату коммунальных услуг в адрес жильцов дома № 9 по улице Самойловой в городе Мурманске.

Учитывая изложенное, в период с июля 2012 года по сентябрь 2013 года у ООО «Октябрьское ЖЭУ» отсутствовали законные основания для выставления квитанций на оплату коммунальных услуг жильцам многоквартирного жилого дома № 9 по улице Самойловой.

Таким образом ООО «Октябрьское ЖЭУ» создало угрозу неполучения ООО «ЖЭК» платежей за фактически оказанные им в период с июля 2012 года по сентябрь 2013 года услуги по управлению многоквартирным домом № 9 по улице Самойловой.

ООО «Октябрьское ЖЭУ», выставляя в указанный период в адрес жильцов спорного многоквартирного дома квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг, не имея при этом с 01.07.2013 действующего договора с собственниками помещений в многоквартирном доме тем самым вводило жильцов вышеуказанного дома в заблуждение в отношении организации, предоставляющей услуги по управлению, что не допустимо в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.

  1. Доказательств обратного в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 46 со стороны ООО «Октябрьское ЖЭУ» представлено не было.

  2. Таким образом в действиях ООО «Октябрьское ЖЭУ» установлен факт недобросовестной конкуренции, выразившейся во введении жильцов многоквартирного дома № 9 по улице Самойловой в городе Мурманске в заблуждение в отношении организации, предоставляющей услуги по управлению указанным многоквартирным домом в период с июля 2012 года по сентябрь 2013 года.

  3. В соответствии с частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Местом совершения административного правонарушения является Мурманская область, г. Мурманск.

Время совершения административного правонарушения: с июля 2013 года по сентябрь 2013 года.

Субъект административного правонарушения – юридическое лицо ООО «Октябрьское ЖЭУ» (юридический адрес: 199226, г.С.Петербург, ул.Морская набережная, 9А, оф. 15Н; адрес для направления почтовой корреспонденции: 183032, г.Мурманск, ул.Тарана, д.9, ИНН 5190182549, ОГРН 1085190004525).

Объект административного правонарушения: конкурентные отношения в сфере управления многоквартирными домами.

Объективная сторона административного правонарушения.

Объективная сторона вменяемого ООО «Октябрьское ЖЭУ» правонарушения состоит в осуществлении Обществом недобросовестной конкуренции в отношении ООО «ЖЭК», сопровождавшейся введением жильцов многоквартирного дома № 9 по улице Самойловой в заблуждение в отношении наименования, места нахождения организации, осуществляющей фактическое управлением указанным многоквартирным домом, путём неправомерного выставления в адрес жильцов квитанций на оплату коммунальных услуг.

Субъективная сторона административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ООО «Октябрьское ЖЭУ» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ, заключается в том, что Общество имело возможность для соблюдения норм действующего законодательства, запрещающего недобросовестную конкуренцию во всех её проявлениях, и могло избежать введения жильцов вышеуказанных многоквартирных домов в заблуждение в отношении наименования, места нахождения исполнителя коммунальных услуг (управляющей организации), не выставляя в их адрес квитанции на оплату коммунальных услуг в период, когда фактически не являлось действующей управляющей организацией в многоквартирном доме № 9 по улице Самойловой. Однако ООО «Октябрьское ЖЭУ» не были предприняты меры по соблюдению требований действующего законодательства.

При указанных обстоятельствах в действиях ООО «Октябрьское ЖЭУ» содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность в отношении ООО «Октябрьское ЖЭУ» не установлено.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность в отношении ООО «Октябрьское ЖЭУ» не установлено.

Характер и размер ущерба, причинённого административным правонарушением.

Совершённые ООО «Октябрьское ЖЭУ» действия прямо затрагивали права и обязанности ООО «ЖЭК» в части исполнения заключённых им и действовавших договоров с ресурсоснабжающими организациями, поскольку Общество получило возможность за счёт ООО «ЖЭК» получать плату от жильцов спорных многоквартирных домов за те услуги, которые им (ООО «Октябрьское ЖЭУ») фактически не оказывались, а это, в свою очередь, могло привести к таким негативным последствиям, как возможность применения в отношении ООО «ЖЭК» ограничения подачи ресурсов, расторжение договоров поставки коммунальных ресурсов и проч.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении не установлено.

Определением от 16.07.2014 исх. № 05-04/14-21-3616 юридическое лицо — ООО «Октябрьское ЖЭУ» было уведомлено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 21.

При рассмотрении дела об административном правонарушении присутствовал защитник ООО «Октябрьское ЖЭУ» Хотько Юлия Николаевна, которой представлены подтверждающие полномочия и личность документы:

- паспорт 4704№921890 выдан 14.09.2004 ОВД Октябрьского округа города Мурманска;

- доверенность от 17.06.2014, выдана ООО «Октябрьское ЖЭУ» в лице генерального директора общества <...>; - приказ от 28.10.2013 № 177/2 о назначении генерального директора ООО «Октябрьское ЖЭУ».

Защитником ООО «Октябрьское ЖЭУ» в ходе рассмотрения административного дела представлены письменные пояснения, которые учтены при принятии настоящего постановления и приобщены к материалам административного дела.

Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 25.5 КоАП РФ защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Как следует из правил, предусмотренных 4 примечанием к статье 14.31 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 404-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»), за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 14.33 КоАП РФ, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Учитывая изложенное, величина штрафа, подлежащего наложению с учётом положений, содержащихся в 4 примечании к статье 14.31 КоАП РФ, составляет:

100 000 + ((500 000 – 100 000) /2) = 300 000 рублей.

На основании вышеизложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь статьей 14.33, примечанием 4 к статье 14.31, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

За нарушение пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и в соответствии с частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ, примечанием 4 к статье 14.31 КоАП РФ наложить на юридическое лицо ООО «Октябрьское ЖЭУ» (юридический адрес: 199226, г. С. Петербург, ул. Морская набережная, 9А, оф. 15Н; адрес для направления почтовой корреспонденции: 183032, г. Мурманск, ул. Тарана, д. 9, ИНН 5190182549, ОГРН 1085190004525) штраф в размере 300 000 рублей (триста тысяч рублей).

Реквизиты для уплаты штрафа:

Получатель УФК по Мурманской области (Мурманское УФАС России) ИНН/КПП 5191501854/519001001. Расчетный счет 40101810000000010005 в ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской обл. г. Мурманск. БИК 044705001. Код ОКТМО 47701000.

Код платежа 161 116 02010 01 6000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства».

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершённом юридическим лицом обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 21 [format] => [safe_value] => № 21 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-30 13:37:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-28 13:37:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1406727526 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Мурманское УФАС России )