ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о наложении штрафа по делу
об административном правонарушении № 21
28 июля 2014 года | г. Мурманск |
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Попова Ирина Николаевна, действующий на основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), рассмотрев материалы дела № 21 об административном правонарушении, возбужденном в отношении юридического лица – ООО «Октябрьское ЖЭУ» (юридический адрес: 199226, г. С. Петербург, ул. Морская набережная, 9А, оф. 15Н; адрес для направления почтовой корреспонденции: 183032, г. Мурманск, ул. Тарана, д. 9, ИНН 5190182549, ОГРН 1085190004525), привлекаемого к административной ответственности по части 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и приложенные к нему материалы дела об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Комиссия Мурманского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 49 о нарушении антимонопольного законодательства (решение от 03.02.2014) признала факт нарушения ООО «Октябрьское ЖЭУ» пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во введении жильцов многоквартирного дома № 9 по улице Самойловой в городе Мурманске в заблуждение в отношении наименования, места нахождения управляющей организации (исполнителя коммунальных услуг) в отношении указанного многоквартирного дома, совершенном путем неправомерного направления в адрес собственников помещений указанного дома в период с июля 2013 по сентябрь 2013 года квитанций на оплату коммунальных услуг.
Согласно части 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Событие административного правонарушения и его квалификация.
11.06.2013 по результатам общего собрания собственниками помещений в многоквартирном доме № 9 по улице Самойловой было принято решение о расторжении договора управления с ООО «Октябрьское ЖЭУ», осуществлявшим управление многоквартирным домом ранее и заключении договора управления с вновь выбранной управляющей организацией ООО «Жилищно-эксплуатационная компания» (далее по тексту – ООО «ЖЭК»).
17.06.2013 ООО «Октябрьское ЖЭУ» было уведомлено собственниками помещений в многоквартирном доме о смене управляющей организации.
Легитимность решения собственников о выборе ООО «ЖЭК» и расторжении договора с ООО «Октябрьское ЖЭУ» явилась предметом проверки Государственной жилищной инспекции Мурманской области, которой, согласно акту проверки от 04.10.2013 № 1793, нарушений обязательных требований законодательства, которые могли бы являться основанием для отмены указанного решения, не выявлено. Государственной жилищной инспекцией Мурманской области сделано заключение о том, что ООО «ЖЭК» вправе осуществлять управление общим имуществом многоквартирного дома № 9 по улице Самойловой.
Между тем, ООО «Октябрьское ЖЭУ» не отреагировало на смену управляющей организации, а также расторжение договора управления с ним и, в период с июля 2013 по сентябрь 2013, продолжало направлять жильцам указанного дома единые платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники, наниматели жилых помещений обязаны ежемесячно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (пункты 1, 6.2. статьи 155 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 названного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 этого же Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Частью 8 данной статьи предусмотрено, что изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Учитывая позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении Президиума от 15.07.2010 №1027/10, договор управления многоквартирным домом может быть прекращён в одностороннем порядке по инициативе собственников помещений по основаниям, предусмотренных частями 8.1 и 8.2 статьи 162 ЖК РФ, а также в случаях, определённых соглашением сторон. Из части 8.1 статьи 162 ЖК РФ следует, что собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключённого по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 указанного Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом. Частью 8.2 этой же статьи закреплено, что собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами или договором.
При одностороннем расторжении домовладельцами договора управления домом с управляющей организацией обязательства сторон прекращаются (пункт 2 статьи 453 ГК РФ).
Из содержания приведённых норм следует, что после заключения договора управления многоквартирным домом, по условиям которого на новую управляющую компанию возложена обязанность по предоставлению коммунальных услуг, и после расторжения договора управления домом с прежней управляющей организацией, последняя не имеет правовых оснований считать себя стороной, находящейся в договорных отношениях с собственниками помещений в спорном доме и поставщиками ресурсов. Кроме того, из пунктов 2, 3, 9 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, пункта 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 №124, следует, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией, выбор которой принадлежит собственникам помещений, и только она обязана заключать договоры ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями. Обязанность проинформировать ресурсоснабжающую организацию о прекращении исполнителем обязательства по той или иной причине предоставлять коммунальную услугу лежит на исполнителе по договору, т.е. на прежней управляющей организации.
В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений от 11.06.2013 был расторгнут договор управления с ООО «Октябрьское ЖЭУ» и принято решение о заключении договора управления с ООО «ЖЭК». Во исполнение данного решения собственниками помещений с ООО «ЖЭК» был заключен договор управления многоквартирным домом от 11.06.2013; ООО «ЖЭК» приступило к управлению домом с 01.07.2013.
Таким образом, фактически обязательства ООО «Октябрьское ЖЭУ» перед жильцами дома № 9 по улице Самойловой в городе Мурманске прекратились в связи с расторжением договора в силу пункта 2 статьи 453 ГК РФ.
В спорный период (июль 2013 г. – сентябрь 2013 г.) правомочной управляющей организацией многоквартирного дома № 9 по улице Самойловой являлось ООО «ЖЭК».
Вместе с тем, ООО «Октябрьское ЖЭУ», несмотря на прекращение (в результате расторжения в одностороннем порядке на основании п. 3 ст. 161 ЖК РФ) с ним договора управления и юридическое прекращение своих полномочий как управляющей организации, продолжило выставлять квитанции на оплату коммунальных услуг в адрес жильцов дома № 9 по улице Самойловой в городе Мурманске.
Учитывая изложенное, в период с июля 2012 года по сентябрь 2013 года у ООО «Октябрьское ЖЭУ» отсутствовали законные основания для выставления квитанций на оплату коммунальных услуг жильцам многоквартирного жилого дома № 9 по улице Самойловой.
Таким образом ООО «Октябрьское ЖЭУ» создало угрозу неполучения ООО «ЖЭК» платежей за фактически оказанные им в период с июля 2012 года по сентябрь 2013 года услуги по управлению многоквартирным домом № 9 по улице Самойловой.
ООО «Октябрьское ЖЭУ», выставляя в указанный период в адрес жильцов спорного многоквартирного дома квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг, не имея при этом с 01.07.2013 действующего договора с собственниками помещений в многоквартирном доме тем самым вводило жильцов вышеуказанного дома в заблуждение в отношении организации, предоставляющей услуги по управлению, что не допустимо в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
Доказательств обратного в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 46 со стороны ООО «Октябрьское ЖЭУ» представлено не было.
Таким образом в действиях ООО «Октябрьское ЖЭУ» установлен факт недобросовестной конкуренции, выразившейся во введении жильцов многоквартирного дома № 9 по улице Самойловой в городе Мурманске в заблуждение в отношении организации, предоставляющей услуги по управлению указанным многоквартирным домом в период с июля 2012 года по сентябрь 2013 года.
В соответствии с частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Местом совершения административного правонарушения является Мурманская область, г. Мурманск.
Время совершения административного правонарушения: с июля 2013 года по сентябрь 2013 года.
Субъект административного правонарушения – юридическое лицо ООО «Октябрьское ЖЭУ» (юридический адрес: 199226, г.С.Петербург, ул.Морская набережная, 9А, оф. 15Н; адрес для направления почтовой корреспонденции: 183032, г.Мурманск, ул.Тарана, д.9, ИНН 5190182549, ОГРН 1085190004525).
Объект административного правонарушения: конкурентные отношения в сфере управления многоквартирными домами.
Объективная сторона административного правонарушения.
Объективная сторона вменяемого ООО «Октябрьское ЖЭУ» правонарушения состоит в осуществлении Обществом недобросовестной конкуренции в отношении ООО «ЖЭК», сопровождавшейся введением жильцов многоквартирного дома № 9 по улице Самойловой в заблуждение в отношении наименования, места нахождения организации, осуществляющей фактическое управлением указанным многоквартирным домом, путём неправомерного выставления в адрес жильцов квитанций на оплату коммунальных услуг.
Субъективная сторона административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ООО «Октябрьское ЖЭУ» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ, заключается в том, что Общество имело возможность для соблюдения норм действующего законодательства, запрещающего недобросовестную конкуренцию во всех её проявлениях, и могло избежать введения жильцов вышеуказанных многоквартирных домов в заблуждение в отношении наименования, места нахождения исполнителя коммунальных услуг (управляющей организации), не выставляя в их адрес квитанции на оплату коммунальных услуг в период, когда фактически не являлось действующей управляющей организацией в многоквартирном доме № 9 по улице Самойловой. Однако ООО «Октябрьское ЖЭУ» не были предприняты меры по соблюдению требований действующего законодательства.
При указанных обстоятельствах в действиях ООО «Октябрьское ЖЭУ» содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность в отношении ООО «Октябрьское ЖЭУ» не установлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность в отношении ООО «Октябрьское ЖЭУ» не установлено.
Характер и размер ущерба, причинённого административным правонарушением.
Совершённые ООО «Октябрьское ЖЭУ» действия прямо затрагивали права и обязанности ООО «ЖЭК» в части исполнения заключённых им и действовавших договоров с ресурсоснабжающими организациями, поскольку Общество получило возможность за счёт ООО «ЖЭК» получать плату от жильцов спорных многоквартирных домов за те услуги, которые им (ООО «Октябрьское ЖЭУ») фактически не оказывались, а это, в свою очередь, могло привести к таким негативным последствиям, как возможность применения в отношении ООО «ЖЭК» ограничения подачи ресурсов, расторжение договоров поставки коммунальных ресурсов и проч.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении не установлено.
Определением от 16.07.2014 исх. № 05-04/14-21-3616 юридическое лицо — ООО «Октябрьское ЖЭУ» было уведомлено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 21.
При рассмотрении дела об административном правонарушении присутствовал защитник ООО «Октябрьское ЖЭУ» Хотько Юлия Николаевна, которой представлены подтверждающие полномочия и личность документы:
- паспорт 4704№921890 выдан 14.09.2004 ОВД Октябрьского округа города Мурманска;
- доверенность от 17.06.2014, выдана ООО «Октябрьское ЖЭУ» в лице генерального директора общества <...>; - приказ от 28.10.2013 № 177/2 о назначении генерального директора ООО «Октябрьское ЖЭУ».
Защитником ООО «Октябрьское ЖЭУ» в ходе рассмотрения административного дела представлены письменные пояснения, которые учтены при принятии настоящего постановления и приобщены к материалам административного дела.
Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 25.5 КоАП РФ защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как следует из правил, предусмотренных 4 примечанием к статье 14.31 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 404-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»), за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 14.33 КоАП РФ, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.
Учитывая изложенное, величина штрафа, подлежащего наложению с учётом положений, содержащихся в 4 примечании к статье 14.31 КоАП РФ, составляет:
100 000 + ((500 000 – 100 000) /2) = 300 000 рублей.
На основании вышеизложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь статьей 14.33, примечанием 4 к статье 14.31, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
За нарушение пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и в соответствии с частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ, примечанием 4 к статье 14.31 КоАП РФ наложить на юридическое лицо ООО «Октябрьское ЖЭУ» (юридический адрес: 199226, г. С. Петербург, ул. Морская набережная, 9А, оф. 15Н; адрес для направления почтовой корреспонденции: 183032, г. Мурманск, ул. Тарана, д. 9, ИНН 5190182549, ОГРН 1085190004525) штраф в размере 300 000 рублей (триста тысяч рублей).
Реквизиты для уплаты штрафа:
Получатель УФК по Мурманской области (Мурманское УФАС России) ИНН/КПП 5191501854/519001001. Расчетный счет 40101810000000010005 в ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской обл. г. Мурманск. БИК 044705001. Код ОКТМО 47701000.
Код платежа 161 116 02010 01 6000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства».
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершённом юридическим лицом обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
stdClass Object
(
[vid] => 11696
[uid] => 5
[title] => Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 21 в отношении ООО «Октябрьское ЖЭУ»
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 11696
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1406727526
[changed] => 1406727612
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1406727612
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о наложении штрафа по делу
об административном правонарушении № 21
28 июля 2014 года | г. Мурманск |
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Попова Ирина Николаевна, действующий на основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), рассмотрев материалы дела № 21 об административном правонарушении, возбужденном в отношении юридического лица – ООО «Октябрьское ЖЭУ» (юридический адрес: 199226, г. С. Петербург, ул. Морская набережная, 9А, оф. 15Н; адрес для направления почтовой корреспонденции: 183032, г. Мурманск, ул. Тарана, д. 9, ИНН 5190182549, ОГРН 1085190004525), привлекаемого к административной ответственности по части 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и приложенные к нему материалы дела об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Комиссия Мурманского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 49 о нарушении антимонопольного законодательства (решение от 03.02.2014) признала факт нарушения ООО «Октябрьское ЖЭУ» пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во введении жильцов многоквартирного дома № 9 по улице Самойловой в городе Мурманске в заблуждение в отношении наименования, места нахождения управляющей организации (исполнителя коммунальных услуг) в отношении указанного многоквартирного дома, совершенном путем неправомерного направления в адрес собственников помещений указанного дома в период с июля 2013 по сентябрь 2013 года квитанций на оплату коммунальных услуг.
Согласно части 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Событие административного правонарушения и его квалификация.
11.06.2013 по результатам общего собрания собственниками помещений в многоквартирном доме № 9 по улице Самойловой было принято решение о расторжении договора управления с ООО «Октябрьское ЖЭУ», осуществлявшим управление многоквартирным домом ранее и заключении договора управления с вновь выбранной управляющей организацией ООО «Жилищно-эксплуатационная компания» (далее по тексту – ООО «ЖЭК»).
17.06.2013 ООО «Октябрьское ЖЭУ» было уведомлено собственниками помещений в многоквартирном доме о смене управляющей организации.
Легитимность решения собственников о выборе ООО «ЖЭК» и расторжении договора с ООО «Октябрьское ЖЭУ» явилась предметом проверки Государственной жилищной инспекции Мурманской области, которой, согласно акту проверки от 04.10.2013 № 1793, нарушений обязательных требований законодательства, которые могли бы являться основанием для отмены указанного решения, не выявлено. Государственной жилищной инспекцией Мурманской области сделано заключение о том, что ООО «ЖЭК» вправе осуществлять управление общим имуществом многоквартирного дома № 9 по улице Самойловой.
Между тем, ООО «Октябрьское ЖЭУ» не отреагировало на смену управляющей организации, а также расторжение договора управления с ним и, в период с июля 2013 по сентябрь 2013, продолжало направлять жильцам указанного дома единые платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники, наниматели жилых помещений обязаны ежемесячно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (пункты 1, 6.2. статьи 155 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 названного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 этого же Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Частью 8 данной статьи предусмотрено, что изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Учитывая позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении Президиума от 15.07.2010 №1027/10, договор управления многоквартирным домом может быть прекращён в одностороннем порядке по инициативе собственников помещений по основаниям, предусмотренных частями 8.1 и 8.2 статьи 162 ЖК РФ, а также в случаях, определённых соглашением сторон. Из части 8.1 статьи 162 ЖК РФ следует, что собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключённого по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 указанного Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом. Частью 8.2 этой же статьи закреплено, что собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами или договором.
При одностороннем расторжении домовладельцами договора управления домом с управляющей организацией обязательства сторон прекращаются (пункт 2 статьи 453 ГК РФ).
Из содержания приведённых норм следует, что после заключения договора управления многоквартирным домом, по условиям которого на новую управляющую компанию возложена обязанность по предоставлению коммунальных услуг, и после расторжения договора управления домом с прежней управляющей организацией, последняя не имеет правовых оснований считать себя стороной, находящейся в договорных отношениях с собственниками помещений в спорном доме и поставщиками ресурсов. Кроме того, из пунктов 2, 3, 9 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, пункта 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 №124, следует, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией, выбор которой принадлежит собственникам помещений, и только она обязана заключать договоры ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями. Обязанность проинформировать ресурсоснабжающую организацию о прекращении исполнителем обязательства по той или иной причине предоставлять коммунальную услугу лежит на исполнителе по договору, т.е. на прежней управляющей организации.
В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений от 11.06.2013 был расторгнут договор управления с ООО «Октябрьское ЖЭУ» и принято решение о заключении договора управления с ООО «ЖЭК». Во исполнение данного решения собственниками помещений с ООО «ЖЭК» был заключен договор управления многоквартирным домом от 11.06.2013; ООО «ЖЭК» приступило к управлению домом с 01.07.2013.
Таким образом, фактически обязательства ООО «Октябрьское ЖЭУ» перед жильцами дома № 9 по улице Самойловой в городе Мурманске прекратились в связи с расторжением договора в силу пункта 2 статьи 453 ГК РФ.
В спорный период (июль 2013 г. – сентябрь 2013 г.) правомочной управляющей организацией многоквартирного дома № 9 по улице Самойловой являлось ООО «ЖЭК».
Вместе с тем, ООО «Октябрьское ЖЭУ», несмотря на прекращение (в результате расторжения в одностороннем порядке на основании п. 3 ст. 161 ЖК РФ) с ним договора управления и юридическое прекращение своих полномочий как управляющей организации, продолжило выставлять квитанции на оплату коммунальных услуг в адрес жильцов дома № 9 по улице Самойловой в городе Мурманске.
Учитывая изложенное, в период с июля 2012 года по сентябрь 2013 года у ООО «Октябрьское ЖЭУ» отсутствовали законные основания для выставления квитанций на оплату коммунальных услуг жильцам многоквартирного жилого дома № 9 по улице Самойловой.
Таким образом ООО «Октябрьское ЖЭУ» создало угрозу неполучения ООО «ЖЭК» платежей за фактически оказанные им в период с июля 2012 года по сентябрь 2013 года услуги по управлению многоквартирным домом № 9 по улице Самойловой.
ООО «Октябрьское ЖЭУ», выставляя в указанный период в адрес жильцов спорного многоквартирного дома квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг, не имея при этом с 01.07.2013 действующего договора с собственниками помещений в многоквартирном доме тем самым вводило жильцов вышеуказанного дома в заблуждение в отношении организации, предоставляющей услуги по управлению, что не допустимо в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
Доказательств обратного в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 46 со стороны ООО «Октябрьское ЖЭУ» представлено не было.
Таким образом в действиях ООО «Октябрьское ЖЭУ» установлен факт недобросовестной конкуренции, выразившейся во введении жильцов многоквартирного дома № 9 по улице Самойловой в городе Мурманске в заблуждение в отношении организации, предоставляющей услуги по управлению указанным многоквартирным домом в период с июля 2012 года по сентябрь 2013 года.
В соответствии с частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Местом совершения административного правонарушения является Мурманская область, г. Мурманск.
Время совершения административного правонарушения: с июля 2013 года по сентябрь 2013 года.
Субъект административного правонарушения – юридическое лицо ООО «Октябрьское ЖЭУ» (юридический адрес: 199226, г.С.Петербург, ул.Морская набережная, 9А, оф. 15Н; адрес для направления почтовой корреспонденции: 183032, г.Мурманск, ул.Тарана, д.9, ИНН 5190182549, ОГРН 1085190004525).
Объект административного правонарушения: конкурентные отношения в сфере управления многоквартирными домами.
Объективная сторона административного правонарушения.
Объективная сторона вменяемого ООО «Октябрьское ЖЭУ» правонарушения состоит в осуществлении Обществом недобросовестной конкуренции в отношении ООО «ЖЭК», сопровождавшейся введением жильцов многоквартирного дома № 9 по улице Самойловой в заблуждение в отношении наименования, места нахождения организации, осуществляющей фактическое управлением указанным многоквартирным домом, путём неправомерного выставления в адрес жильцов квитанций на оплату коммунальных услуг.
Субъективная сторона административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ООО «Октябрьское ЖЭУ» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ, заключается в том, что Общество имело возможность для соблюдения норм действующего законодательства, запрещающего недобросовестную конкуренцию во всех её проявлениях, и могло избежать введения жильцов вышеуказанных многоквартирных домов в заблуждение в отношении наименования, места нахождения исполнителя коммунальных услуг (управляющей организации), не выставляя в их адрес квитанции на оплату коммунальных услуг в период, когда фактически не являлось действующей управляющей организацией в многоквартирном доме № 9 по улице Самойловой. Однако ООО «Октябрьское ЖЭУ» не были предприняты меры по соблюдению требований действующего законодательства.
При указанных обстоятельствах в действиях ООО «Октябрьское ЖЭУ» содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность в отношении ООО «Октябрьское ЖЭУ» не установлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность в отношении ООО «Октябрьское ЖЭУ» не установлено.
Характер и размер ущерба, причинённого административным правонарушением.
Совершённые ООО «Октябрьское ЖЭУ» действия прямо затрагивали права и обязанности ООО «ЖЭК» в части исполнения заключённых им и действовавших договоров с ресурсоснабжающими организациями, поскольку Общество получило возможность за счёт ООО «ЖЭК» получать плату от жильцов спорных многоквартирных домов за те услуги, которые им (ООО «Октябрьское ЖЭУ») фактически не оказывались, а это, в свою очередь, могло привести к таким негативным последствиям, как возможность применения в отношении ООО «ЖЭК» ограничения подачи ресурсов, расторжение договоров поставки коммунальных ресурсов и проч.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении не установлено.
Определением от 16.07.2014 исх. № 05-04/14-21-3616 юридическое лицо — ООО «Октябрьское ЖЭУ» было уведомлено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 21.
При рассмотрении дела об административном правонарушении присутствовал защитник ООО «Октябрьское ЖЭУ» Хотько Юлия Николаевна, которой представлены подтверждающие полномочия и личность документы:
- паспорт 4704№921890 выдан 14.09.2004 ОВД Октябрьского округа города Мурманска;
- доверенность от 17.06.2014, выдана ООО «Октябрьское ЖЭУ» в лице генерального директора общества <...>; - приказ от 28.10.2013 № 177/2 о назначении генерального директора ООО «Октябрьское ЖЭУ».
Защитником ООО «Октябрьское ЖЭУ» в ходе рассмотрения административного дела представлены письменные пояснения, которые учтены при принятии настоящего постановления и приобщены к материалам административного дела.
Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 25.5 КоАП РФ защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как следует из правил, предусмотренных 4 примечанием к статье 14.31 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 404-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»), за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 14.33 КоАП РФ, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.
Учитывая изложенное, величина штрафа, подлежащего наложению с учётом положений, содержащихся в 4 примечании к статье 14.31 КоАП РФ, составляет:
100 000 + ((500 000 – 100 000) /2) = 300 000 рублей.
На основании вышеизложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь статьей 14.33, примечанием 4 к статье 14.31, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
За нарушение пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и в соответствии с частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ, примечанием 4 к статье 14.31 КоАП РФ наложить на юридическое лицо ООО «Октябрьское ЖЭУ» (юридический адрес: 199226, г. С. Петербург, ул. Морская набережная, 9А, оф. 15Н; адрес для направления почтовой корреспонденции: 183032, г. Мурманск, ул. Тарана, д. 9, ИНН 5190182549, ОГРН 1085190004525) штраф в размере 300 000 рублей (триста тысяч рублей).
Реквизиты для уплаты штрафа:
Получатель УФК по Мурманской области (Мурманское УФАС России) ИНН/КПП 5191501854/519001001. Расчетный счет 40101810000000010005 в ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской обл. г. Мурманск. БИК 044705001. Код ОКТМО 47701000.
Код платежа 161 116 02010 01 6000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства».
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершённом юридическим лицом обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о наложении штрафа по делу
об административном правонарушении № 21
28 июля 2014 года
|
г. Мурманск
|
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Попова Ирина Николаевна, действующий на основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), рассмотрев материалы дела № 21 об административном правонарушении, возбужденном в отношении юридического лица – ООО «Октябрьское ЖЭУ» (юридический адрес: 199226, г. С. Петербург, ул. Морская набережная, 9А, оф. 15Н; адрес для направления почтовой корреспонденции: 183032, г. Мурманск, ул. Тарана, д. 9, ИНН 5190182549, ОГРН 1085190004525), привлекаемого к административной ответственности по части 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и приложенные к нему материалы дела об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
-
Комиссия Мурманского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 49 о нарушении антимонопольного законодательства (решение от 03.02.2014) признала факт нарушения ООО «Октябрьское ЖЭУ» пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во введении жильцов многоквартирного дома № 9 по улице Самойловой в городе Мурманске в заблуждение в отношении наименования, места нахождения управляющей организации (исполнителя коммунальных услуг) в отношении указанного многоквартирного дома, совершенном путем неправомерного направления в адрес собственников помещений указанного дома в период с июля 2013 по сентябрь 2013 года квитанций на оплату коммунальных услуг.
-
Согласно части 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
-
Событие административного правонарушения и его квалификация.
11.06.2013 по результатам общего собрания собственниками помещений в многоквартирном доме № 9 по улице Самойловой было принято решение о расторжении договора управления с ООО «Октябрьское ЖЭУ», осуществлявшим управление многоквартирным домом ранее и заключении договора управления с вновь выбранной управляющей организацией ООО «Жилищно-эксплуатационная компания» (далее по тексту – ООО «ЖЭК»).
17.06.2013 ООО «Октябрьское ЖЭУ» было уведомлено собственниками помещений в многоквартирном доме о смене управляющей организации.
Легитимность решения собственников о выборе ООО «ЖЭК» и расторжении договора с ООО «Октябрьское ЖЭУ» явилась предметом проверки Государственной жилищной инспекции Мурманской области, которой, согласно акту проверки от 04.10.2013 № 1793, нарушений обязательных требований законодательства, которые могли бы являться основанием для отмены указанного решения, не выявлено. Государственной жилищной инспекцией Мурманской области сделано заключение о том, что ООО «ЖЭК» вправе осуществлять управление общим имуществом многоквартирного дома № 9 по улице Самойловой.
Между тем, ООО «Октябрьское ЖЭУ» не отреагировало на смену управляющей организации, а также расторжение договора управления с ним и, в период с июля 2013 по сентябрь 2013, продолжало направлять жильцам указанного дома единые платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники, наниматели жилых помещений обязаны ежемесячно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (пункты 1, 6.2. статьи 155 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 названного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 этого же Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Частью 8 данной статьи предусмотрено, что изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Учитывая позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении Президиума от 15.07.2010 №1027/10, договор управления многоквартирным домом может быть прекращён в одностороннем порядке по инициативе собственников помещений по основаниям, предусмотренных частями 8.1 и 8.2 статьи 162 ЖК РФ, а также в случаях, определённых соглашением сторон. Из части 8.1 статьи 162 ЖК РФ следует, что собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключённого по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 указанного Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом. Частью 8.2 этой же статьи закреплено, что собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами или договором.
При одностороннем расторжении домовладельцами договора управления домом с управляющей организацией обязательства сторон прекращаются (пункт 2 статьи 453 ГК РФ).
Из содержания приведённых норм следует, что после заключения договора управления многоквартирным домом, по условиям которого на новую управляющую компанию возложена обязанность по предоставлению коммунальных услуг, и после расторжения договора управления домом с прежней управляющей организацией, последняя не имеет правовых оснований считать себя стороной, находящейся в договорных отношениях с собственниками помещений в спорном доме и поставщиками ресурсов. Кроме того, из пунктов 2, 3, 9 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, пункта 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 №124, следует, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией, выбор которой принадлежит собственникам помещений, и только она обязана заключать договоры ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями. Обязанность проинформировать ресурсоснабжающую организацию о прекращении исполнителем обязательства по той или иной причине предоставлять коммунальную услугу лежит на исполнителе по договору, т.е. на прежней управляющей организации.
В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений от 11.06.2013 был расторгнут договор управления с ООО «Октябрьское ЖЭУ» и принято решение о заключении договора управления с ООО «ЖЭК». Во исполнение данного решения собственниками помещений с ООО «ЖЭК» был заключен договор управления многоквартирным домом от 11.06.2013; ООО «ЖЭК» приступило к управлению домом с 01.07.2013.
Таким образом, фактически обязательства ООО «Октябрьское ЖЭУ» перед жильцами дома № 9 по улице Самойловой в городе Мурманске прекратились в связи с расторжением договора в силу пункта 2 статьи 453 ГК РФ.
В спорный период (июль 2013 г. – сентябрь 2013 г.) правомочной управляющей организацией многоквартирного дома № 9 по улице Самойловой являлось ООО «ЖЭК».
Вместе с тем, ООО «Октябрьское ЖЭУ», несмотря на прекращение (в результате расторжения в одностороннем порядке на основании п. 3 ст. 161 ЖК РФ) с ним договора управления и юридическое прекращение своих полномочий как управляющей организации, продолжило выставлять квитанции на оплату коммунальных услуг в адрес жильцов дома № 9 по улице Самойловой в городе Мурманске.
Учитывая изложенное, в период с июля 2012 года по сентябрь 2013 года у ООО «Октябрьское ЖЭУ» отсутствовали законные основания для выставления квитанций на оплату коммунальных услуг жильцам многоквартирного жилого дома № 9 по улице Самойловой.
Таким образом ООО «Октябрьское ЖЭУ» создало угрозу неполучения ООО «ЖЭК» платежей за фактически оказанные им в период с июля 2012 года по сентябрь 2013 года услуги по управлению многоквартирным домом № 9 по улице Самойловой.
ООО «Октябрьское ЖЭУ», выставляя в указанный период в адрес жильцов спорного многоквартирного дома квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг, не имея при этом с 01.07.2013 действующего договора с собственниками помещений в многоквартирном доме тем самым вводило жильцов вышеуказанного дома в заблуждение в отношении организации, предоставляющей услуги по управлению, что не допустимо в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
-
Доказательств обратного в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 46 со стороны ООО «Октябрьское ЖЭУ» представлено не было.
-
Таким образом в действиях ООО «Октябрьское ЖЭУ» установлен факт недобросовестной конкуренции, выразившейся во введении жильцов многоквартирного дома № 9 по улице Самойловой в городе Мурманске в заблуждение в отношении организации, предоставляющей услуги по управлению указанным многоквартирным домом в период с июля 2012 года по сентябрь 2013 года.
-
В соответствии с частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Местом совершения административного правонарушения является Мурманская область, г. Мурманск.
Время совершения административного правонарушения: с июля 2013 года по сентябрь 2013 года.
Субъект административного правонарушения – юридическое лицо ООО «Октябрьское ЖЭУ» (юридический адрес: 199226, г.С.Петербург, ул.Морская набережная, 9А, оф. 15Н; адрес для направления почтовой корреспонденции: 183032, г.Мурманск, ул.Тарана, д.9, ИНН 5190182549, ОГРН 1085190004525).
Объект административного правонарушения: конкурентные отношения в сфере управления многоквартирными домами.
Объективная сторона административного правонарушения.
Объективная сторона вменяемого ООО «Октябрьское ЖЭУ» правонарушения состоит в осуществлении Обществом недобросовестной конкуренции в отношении ООО «ЖЭК», сопровождавшейся введением жильцов многоквартирного дома № 9 по улице Самойловой в заблуждение в отношении наименования, места нахождения организации, осуществляющей фактическое управлением указанным многоквартирным домом, путём неправомерного выставления в адрес жильцов квитанций на оплату коммунальных услуг.
Субъективная сторона административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ООО «Октябрьское ЖЭУ» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ, заключается в том, что Общество имело возможность для соблюдения норм действующего законодательства, запрещающего недобросовестную конкуренцию во всех её проявлениях, и могло избежать введения жильцов вышеуказанных многоквартирных домов в заблуждение в отношении наименования, места нахождения исполнителя коммунальных услуг (управляющей организации), не выставляя в их адрес квитанции на оплату коммунальных услуг в период, когда фактически не являлось действующей управляющей организацией в многоквартирном доме № 9 по улице Самойловой. Однако ООО «Октябрьское ЖЭУ» не были предприняты меры по соблюдению требований действующего законодательства.
При указанных обстоятельствах в действиях ООО «Октябрьское ЖЭУ» содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность в отношении ООО «Октябрьское ЖЭУ» не установлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность в отношении ООО «Октябрьское ЖЭУ» не установлено.
Характер и размер ущерба, причинённого административным правонарушением.
Совершённые ООО «Октябрьское ЖЭУ» действия прямо затрагивали права и обязанности ООО «ЖЭК» в части исполнения заключённых им и действовавших договоров с ресурсоснабжающими организациями, поскольку Общество получило возможность за счёт ООО «ЖЭК» получать плату от жильцов спорных многоквартирных домов за те услуги, которые им (ООО «Октябрьское ЖЭУ») фактически не оказывались, а это, в свою очередь, могло привести к таким негативным последствиям, как возможность применения в отношении ООО «ЖЭК» ограничения подачи ресурсов, расторжение договоров поставки коммунальных ресурсов и проч.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении не установлено.
Определением от 16.07.2014 исх. № 05-04/14-21-3616 юридическое лицо — ООО «Октябрьское ЖЭУ» было уведомлено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 21.
При рассмотрении дела об административном правонарушении присутствовал защитник ООО «Октябрьское ЖЭУ» Хотько Юлия Николаевна, которой представлены подтверждающие полномочия и личность документы:
- паспорт 4704№921890 выдан 14.09.2004 ОВД Октябрьского округа города Мурманска;
- доверенность от 17.06.2014, выдана ООО «Октябрьское ЖЭУ» в лице генерального директора общества <...>; - приказ от 28.10.2013 № 177/2 о назначении генерального директора ООО «Октябрьское ЖЭУ».
Защитником ООО «Октябрьское ЖЭУ» в ходе рассмотрения административного дела представлены письменные пояснения, которые учтены при принятии настоящего постановления и приобщены к материалам административного дела.
Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 25.5 КоАП РФ защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как следует из правил, предусмотренных 4 примечанием к статье 14.31 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 404-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»), за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 14.33 КоАП РФ, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.
Учитывая изложенное, величина штрафа, подлежащего наложению с учётом положений, содержащихся в 4 примечании к статье 14.31 КоАП РФ, составляет:
100 000 + ((500 000 – 100 000) /2) = 300 000 рублей.
На основании вышеизложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь статьей 14.33, примечанием 4 к статье 14.31, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
За нарушение пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и в соответствии с частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ, примечанием 4 к статье 14.31 КоАП РФ наложить на юридическое лицо ООО «Октябрьское ЖЭУ» (юридический адрес: 199226, г. С. Петербург, ул. Морская набережная, 9А, оф. 15Н; адрес для направления почтовой корреспонденции: 183032, г. Мурманск, ул. Тарана, д. 9, ИНН 5190182549, ОГРН 1085190004525) штраф в размере 300 000 рублей (триста тысяч рублей).
Реквизиты для уплаты штрафа:
Получатель УФК по Мурманской области (Мурманское УФАС России) ИНН/КПП 5191501854/519001001. Расчетный счет 40101810000000010005 в ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской обл. г. Мурманск. БИК 044705001. Код ОКТМО 47701000.
Код платежа 161 116 02010 01 6000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства».
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершённом юридическим лицом обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => № 21
[format] =>
[safe_value] => № 21
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 12
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 12
[vid] => 3
[name] => Постановления о привлечении к административной ответственности
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 12
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-07-30 13:37:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-07-28 13:37:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1406727526
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Мурманское УФАС России
)