Решение и предписание по делу № 11 о нарушении антимонопольного законодательства НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО

Номер дела: № 11
Дата публикации: 17 октября 2014, 15:31

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 11

г. Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена «06» октября 2014г.

В полном объеме решение изготовлено «17» октября 2014г.

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии – заместителя руководителя Поповой И.Н., членов комиссии: начальника отдела контроля товарных и финансовых рынков Смирновой К.А., главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Рединой Е.Н.,

при участии представителей ответчика: <...> (приказ от 14.09.2012 №63о/к), <...> (доверенность от 03.07.2014 №3),

рассмотрев дело № 11 по признакам нарушения Негосударственным образовательным учреждением начального профессионального и дополнительного профессионального образования Оленегорский спортивно-технический центр Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту» (184530, Мурманская область, г. Оленегорск, ул. Нагорная, 8; ИНН 5108160016, ОГРН 1025100677470) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении монопольно высокой цены на услугу по обучению водителей автотранспортных средств категории «В»,

УСТАНОВИЛА:

В Мурманское УФАС России (далее по тексту – Управление) поступило заявление гражданки <...> по вопросу установления завышенных цен на услуги автошкол в городе Оленегорске.

В ходе рассмотрения заявления установлено, что в муниципальном образовании город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области осуществляют деятельность три автошколы, установившие следующие цены на свои услуги:

- Негосударственное образовательное учреждение начального и дополнительного профессионального образования Оленегорский спортивно-технический центр (далее по тексту НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО, Учреждение) – 40 000 рублей;

- ООО «А» - 36 000 рублей;

- НОУ ДО «А» - 35 577,8 рублей.

Мурманским УФАС России было проведено изучение состояния конкурентной среды на рынке услуг по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» на территории города Оленегорска Мурманской области в период 2012-2013 годы, в результате которого установлено доминирующее положение НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО с долей <...>%. Данное обстоятельство позволило рассмотреть действия указанного хозяйствующего субъекта на предмет нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Согласно приказам НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО в Учреждении устанавливались следующие тарифы на обучение:

- с 25.09.2012 по 08.11.2012 – 27 830 рублей (приказ от 25.09.2012 №25);

- с 05.02.2013 по 24.05.2013 – 27 830 рублей (приказ от 05.02.2013 №14);

- с 09.07.2013 по 29.08.2013 – 29 830 рублей (приказ от 10.06.2013 №49);

- с 26.08.2013 по 30.10.2013 – 29 830 рублей (приказ от 28.08.2013 №69);

- с 07.10.2013 по 30.12.2013 – 35 000 рублей (приказ от 21.10.2013 №83);

- с 07.10.2013 по 30.12.2013 – 35 000 рублей (приказ от 31.10.2013 №95);

- с 09.12.2013 по 15.03.2014 – 40 000 рублей (приказ от 26.12.2013 №105).

Из указанных данных видно, в период с 05 февраля 2013 года по 09 декабря 2013 года плата за обучение в Учреждении возросла на 12 170 рублей, то есть на 43,7 %.

Стоимость обучения водителей автотранспортных средств категории «В» устанавливалась приказами НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО об открытии хозрасчетных групп категории «В» на каждую открытую группу. Перечень затрат и размер рентабельности, исходя из которых установлена стоимость обучения, отражен в калькуляциях к соответствующим приказам. Данные документы утверждены начальником Учреждения.

Как следует из представленных калькуляций, изменились, в том числе, следующие статьи затрат:

- заработная плата преподавателя (учебная зарплата) (данный показатель является расчетной базой, то есть остальные расходы распределяются пропорционально учебной заработной плате):

01.02.2011 – <...> рублей,

01.04.2013 – <...> рублей,

01.10.2013 – <...> рублей,

декабрь 2013 – <...> рублей;

- административно-хозяйственные расходы (накладные расходы):

01.02.2011 – <...> % от учебной зарплаты (<...> рублей),

01.04.2013 – <...> % от общей зарплаты (<...> рублей),

01.10.2013 – <...> % от общей зарплаты (<...> рублей),

декабрь 2013 – <...> рублей (<...> % от учебной зарплаты <...> + зарплата АУП и обслуживающего персонала с начислениями);

- рентабельность:

01.02.2011 – <...> % - <...> рублей,

01.04.2013 – <...>% - <...> рублей,

01.10.2013 – <...>% - <...> рублей,

декабрь 2013 – <...> % - <...> рублей.

У ответчика были истребованы пояснения относительно порядка формирования стоимости обучения водителей автотранспортных средств категории «В» и обоснование повышения установленной ранее стоимости указанной услуги.

НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО представило пояснения относительно причин повышения стоимости образовательной услуги (письмо от 02.06.2014 №71) и пояснение к расчету калькуляции к приказу №105 от 26.12.2013 (письмо от 30.06.2014 №81).

Представленные пояснения фактически представляют собой новые расчеты цены и значительно отличаются от представленных ранее калькуляций как по составу компонентов статей затрат, так и по размеру самих затрат.

Представители ответчика на рассмотрении дела не смогли обосновать несоответствие калькуляции, определяющей цену, представленным пояснениям, в связи с чем, такие пояснения не могут быть приняты Комиссией.

Кроме того, ответчик пояснил, что расчеты составлены после возбуждения дела для их представления Комиссии с целью обоснования установленной платы, в связи с чем, все статьи затрат определены расчетным методом исходя из стоимости услуги 40 000.

Исследовав материалы дела и заслушав доводы участвующих в деле лиц, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 18 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Согласно части 1 статьи 22 данного Закона образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

В соответствии с Уставом НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО (утв. Постановлением Президиума РО ДОСААФ России Мурманской области от 25.11.2010 протокол №6) Учреждение является негосударственным образовательным учреждением начального профессионального, дополнительного профессионального образования и деятельности спортивно-технической направленности (пункт 1.1). Учреждение не преследует цели получения прибыли от основной деятельности, но вправе оказывать платные услуги и заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям его создания, в установленном законодательством Российской Федерации порядке (пункт 1.11).

Таким образом, НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО относится к некоммерческой организации, осуществляющей приносящую доход деятельность, то есть согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции является хозяйствующим субъектом.

В соответствии с действующим законодательством, цены на образовательные услуги являются свободными и самостоятельно устанавливаются образовательными организациями.

Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемлении интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара (пункт 1).

Из смысла указанной нормы следует, что для признания нарушения необходимо установить следующие квалифицирующие признаки:

- наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара;

- злоупотребление доминирующим положением на данном рынке (в рамках рассмотрения настоящего дела – установление хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены товара).

В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Мурманским УФАС России было проведено изучение состояния конкурентной среды на рынке услуг по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» на территории города Оленегорска Мурманской области в период 2012г. - 2013г. По итогам проведенного анализа состояния конкуренции, в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 (зарегистрирован в Минюсте РФ 02.08.2010 №18026), подготовлен аналитический отчет.

В результате проведения анализа конкурентной среды на рынке услуг по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» на территории города Оленегорска Мурманской области в период 2012г. - 2013г. установлено, что доля НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО на указанном товарном рынке в 2012 году составила <...>%, в 2013 году - <...>%. Таким образом, Учреждение занимало доминирующее положение на указанном товарном рынке в период с 2012 г. по 2013 г.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара являются незначительными;

в) условия обращения товара на товарном рынке остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Как указано выше, стоимость услуги НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» в 2013 году возросла с 27 830 рублей до 40 000 рублей, то есть на 12 170 рублей.

Для того чтобы определить, на сколько изменились затраты на предоставление образовательной услуги, Комиссией был проанализирован Отчет о прибылях и убытках Учреждения (ОКУД 0710002) по состоянию на 01 января 2014 года.

Установлено, что расходы Учреждения на предоставление услуги по обучению водителей категории «В» за 2013 год сформировались из себестоимости услуги (код 020) - <...> рублей и прочих расходов (код 100) – <...> рублей и составили <...> рублей.

При этом расходы Учреждения на указанную услугу за 2012 год составили <...> руб. (себестоимость услуги – <...> руб. и прочие расходы <...> руб.).

Таким образом, рост расходов на предоставление образовательной услуги в 2013 году по сравнению с 2012 годом составил <...> рублей.

Согласно приказам НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО от 05.02.2013 №14, от 10.06.2013 №49, от 28.08.2013 №69, от 21.10.2013 №83, от 31.10.2013 №95, от 26.12.2013 №105 за 2013 год обучение прошли 133 человека.

Таким образом, фактически себестоимость услуги для одного обучающегося в 2013 году по сравнению с 2012 годом возросла на <...> рублей (<...> руб. / 133 чел. = <...> руб.). С учетом отчислений в ДОСААФ России в размере <...>% и рентабельности, установленной учетной политикой Учреждения в размере <...>%, изменение конечной стоимости услуг должно было составить <...> руб. (<…> руб. + <...>% + <...>% = <...> руб.).

Учитывая вышеизложенное, изменение расходов, необходимых для производства и реализации услуги, не соответствует изменению цены услуги.

На основании Отчета о прибылях и убытках и иных представленных документов Комиссией был осуществлен примерный расчет услуги по обучению водителей автотранспортных средств категории «В», для чего сумма затрат на предоставление услуги за 2013 год была разделена на количество учащихся в 2013 году, к полученной сумме прибавлены отчисления в ДОСААФ России в размере <...>% и рентабельность, установленная учетной политикой Учреждения (<...> %).

(<...> руб. / 133 чел.) + <...>% + <...>% = <...> руб.

Таким образом, повышение Учреждением стоимости услуги по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» на 12 170 рублей нельзя признать обоснованным.

Комиссией также были исследованы цены, которые сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее сопоставимый рынок).

В соответствии с данными официальной статистики, размещенными на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики, население муниципального образования город Оленегорск на 1 января 2014 года составляло 21 301 человек.

В качестве товарного рынка, который может быть сопоставим с рассматриваемым рынком в границах города Оленегорска Мурманской области, Комиссией определены рынки услуг по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» на территории муниципальных образований город Ковдор Мурманской области (население 18 820 человек), ЗАТО город Полярный Мурманской области (население 17 053 человек) и город Кировск (население 27 686 человек).

Установлено, что на товарном рынке услуг по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» на территории муниципального образования город Ковдор Мурманской области деятельность осуществляют следующие хозяйствующие субъекты:

1) НОУ «К» которое устанавливало следующие цены на рассматриваемую образовательную услугу:

- с 01.01.2012 – 35 000 рублей,

- с 01.01.2013 – 36 000 рублей;

2) ГАОУ «К», которое устанавливало следующие цены:

- с 24.11.2011 – 29 800 рублей,

- с 12.10.2012 – 31 300 рублей,

- с 15.04.2013 – 32 800 рублей;

3) МАОУ «Д», которое устанавливало следующие цены:

- с 04.12.2012 – 28 000 рублей,

- с 14.10.2013 – 30 000 рублей.

На товарном рынке услуг по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» на территории муниципального образования ЗАТО город Полярный Мурманской области деятельность осуществляют следующие хозяйствующие субъекты:

1) МАОУ «М», которое установило следующие цены на рассматриваемую образовательную услугу:

- с 01.09.2010 – 25 500 рублей;

2) МБОУ «Д»:

- с 13.05.2010 – 28 700 рублей.

На товарном рынке услуг по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» на территории муниципального образования город Кировск Мурманской области деятельность осуществляет один хозяйствующий субъект:

  1. ООО «У», стоимость обучения которого в 2012 и в 2013 годах составляла 24 000 рублей.

Таким образом, исследование представленной автошколами информации показало, что цена на услугу по обучению водителей категории «В» в НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО значительно превышает цену, сложившуюся на сопоставимом товарном рынке.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО неправомерно повысило цену на услугу по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» до 40 000 рублей, поскольку расходы, необходимые для предоставления такой услуги, не соответствуют изменению ее цены, изменение состава продавцов и покупателей являются незначительными, а условия обращения товара на товарном рынке остались неизменными. Кроме того, установленная Учреждением цена превышает цену, установленную на указанную услугу на сопоставимом товарном рынке.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлен факт злоупотребления НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО своим доминирующим положением на рынке услуг по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» путем установления монопольно высокой цены на услугу по обучению водителей автотранспортных средств категории «В», что привело к ущемлению интересов неопределенного круга лиц.

В силу подпункта «б» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

В целях прекращения нарушения антимонопольного законодательства Комиссия полагает необходимым выдать НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО предписание о прекращении злоупотребления Учреждением своим доминирующим положением.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Негосударственного образовательного учреждения начального профессионального и дополнительного профессионального образования Оленегорский спортивно-технический центр Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту» (184530, Мурманская область, г. Оленегорск, ул. Нагорная, 8; ИНН 5108160016, ОГРН 1025100677470) факт нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении монопольно высокой цены на услугу по обучению водителей автотранспортных средств категории «В».

2. Выдать НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

3. Передать материалы дела уполномоченному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 11

 

17 октября 2014 г.                                                                                              г. Мурманск

 

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии – заместителя руководителя Поповой И.Н., членов комиссии: начальника отдела контроля товарных и финансовых рынков Смирновой К.А., главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Рединой Е.Н., рассмотрев дело № 11 по признакам нарушения Негосударственным образовательным учреждением начального профессионального и дополнительного профессионального образования Оленегорский спортивно-технический центр Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту» (184530, Мурманская область, г. Оленегорск, ул. Нагорная, 8; ИНН 5108160016, ОГРН 1025100677470) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении монопольно высокой цены на услугу по обучению водителей автотранспортных средств категории «В»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Негосударственному образовательному учреждению начального профессионального и дополнительного профессионального образования Оленегорский спортивно-технический центр Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту» (184530, Мурманская область, г. Оленегорск, ул. Нагорная, 8; ИНН 5108160016, ОГРН 1025100677470) прекратить злоупотребление доминирующим положением, а именно:

при формировании групп обучающихся вождению категории «В» устанавливать экономически обоснованную цену на услугу обучения вождению категории «В».

2. В течение 5 дней со дня установления цены на услугу по обучению вождению категории «В» для группы обучающихся, сформированной после получения настоящего предписания, представить в адрес Мурманского УФАС России подробный расчет такой цены.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.


 

stdClass Object ( [vid] => 12440 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 11 о нарушении антимонопольного законодательства НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12440 [type] => solution [language] => ru [created] => 1413545681 [changed] => 1413545681 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1413545681 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 11

г. Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена «06» октября 2014г.

В полном объеме решение изготовлено «17» октября 2014г.

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии – заместителя руководителя Поповой И.Н., членов комиссии: начальника отдела контроля товарных и финансовых рынков Смирновой К.А., главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Рединой Е.Н.,

при участии представителей ответчика: <...> (приказ от 14.09.2012 №63о/к), <...> (доверенность от 03.07.2014 №3),

рассмотрев дело № 11 по признакам нарушения Негосударственным образовательным учреждением начального профессионального и дополнительного профессионального образования Оленегорский спортивно-технический центр Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту» (184530, Мурманская область, г. Оленегорск, ул. Нагорная, 8; ИНН 5108160016, ОГРН 1025100677470) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении монопольно высокой цены на услугу по обучению водителей автотранспортных средств категории «В»,

УСТАНОВИЛА:

В Мурманское УФАС России (далее по тексту – Управление) поступило заявление гражданки <...> по вопросу установления завышенных цен на услуги автошкол в городе Оленегорске.

В ходе рассмотрения заявления установлено, что в муниципальном образовании город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области осуществляют деятельность три автошколы, установившие следующие цены на свои услуги:

- Негосударственное образовательное учреждение начального и дополнительного профессионального образования Оленегорский спортивно-технический центр (далее по тексту НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО, Учреждение) – 40 000 рублей;

- ООО «А» - 36 000 рублей;

- НОУ ДО «А» - 35 577,8 рублей.

Мурманским УФАС России было проведено изучение состояния конкурентной среды на рынке услуг по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» на территории города Оленегорска Мурманской области в период 2012-2013 годы, в результате которого установлено доминирующее положение НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО с долей <...>%. Данное обстоятельство позволило рассмотреть действия указанного хозяйствующего субъекта на предмет нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Согласно приказам НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО в Учреждении устанавливались следующие тарифы на обучение:

- с 25.09.2012 по 08.11.2012 – 27 830 рублей (приказ от 25.09.2012 №25);

- с 05.02.2013 по 24.05.2013 – 27 830 рублей (приказ от 05.02.2013 №14);

- с 09.07.2013 по 29.08.2013 – 29 830 рублей (приказ от 10.06.2013 №49);

- с 26.08.2013 по 30.10.2013 – 29 830 рублей (приказ от 28.08.2013 №69);

- с 07.10.2013 по 30.12.2013 – 35 000 рублей (приказ от 21.10.2013 №83);

- с 07.10.2013 по 30.12.2013 – 35 000 рублей (приказ от 31.10.2013 №95);

- с 09.12.2013 по 15.03.2014 – 40 000 рублей (приказ от 26.12.2013 №105).

Из указанных данных видно, в период с 05 февраля 2013 года по 09 декабря 2013 года плата за обучение в Учреждении возросла на 12 170 рублей, то есть на 43,7 %.

Стоимость обучения водителей автотранспортных средств категории «В» устанавливалась приказами НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО об открытии хозрасчетных групп категории «В» на каждую открытую группу. Перечень затрат и размер рентабельности, исходя из которых установлена стоимость обучения, отражен в калькуляциях к соответствующим приказам. Данные документы утверждены начальником Учреждения.

Как следует из представленных калькуляций, изменились, в том числе, следующие статьи затрат:

- заработная плата преподавателя (учебная зарплата) (данный показатель является расчетной базой, то есть остальные расходы распределяются пропорционально учебной заработной плате):

01.02.2011 – <...> рублей,

01.04.2013 – <...> рублей,

01.10.2013 – <...> рублей,

декабрь 2013 – <...> рублей;

- административно-хозяйственные расходы (накладные расходы):

01.02.2011 – <...> % от учебной зарплаты (<...> рублей),

01.04.2013 – <...> % от общей зарплаты (<...> рублей),

01.10.2013 – <...> % от общей зарплаты (<...> рублей),

декабрь 2013 – <...> рублей (<...> % от учебной зарплаты <...> + зарплата АУП и обслуживающего персонала с начислениями);

- рентабельность:

01.02.2011 – <...> % - <...> рублей,

01.04.2013 – <...>% - <...> рублей,

01.10.2013 – <...>% - <...> рублей,

декабрь 2013 – <...> % - <...> рублей.

У ответчика были истребованы пояснения относительно порядка формирования стоимости обучения водителей автотранспортных средств категории «В» и обоснование повышения установленной ранее стоимости указанной услуги.

НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО представило пояснения относительно причин повышения стоимости образовательной услуги (письмо от 02.06.2014 №71) и пояснение к расчету калькуляции к приказу №105 от 26.12.2013 (письмо от 30.06.2014 №81).

Представленные пояснения фактически представляют собой новые расчеты цены и значительно отличаются от представленных ранее калькуляций как по составу компонентов статей затрат, так и по размеру самих затрат.

Представители ответчика на рассмотрении дела не смогли обосновать несоответствие калькуляции, определяющей цену, представленным пояснениям, в связи с чем, такие пояснения не могут быть приняты Комиссией.

Кроме того, ответчик пояснил, что расчеты составлены после возбуждения дела для их представления Комиссии с целью обоснования установленной платы, в связи с чем, все статьи затрат определены расчетным методом исходя из стоимости услуги 40 000.

Исследовав материалы дела и заслушав доводы участвующих в деле лиц, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 18 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Согласно части 1 статьи 22 данного Закона образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

В соответствии с Уставом НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО (утв. Постановлением Президиума РО ДОСААФ России Мурманской области от 25.11.2010 протокол №6) Учреждение является негосударственным образовательным учреждением начального профессионального, дополнительного профессионального образования и деятельности спортивно-технической направленности (пункт 1.1). Учреждение не преследует цели получения прибыли от основной деятельности, но вправе оказывать платные услуги и заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям его создания, в установленном законодательством Российской Федерации порядке (пункт 1.11).

Таким образом, НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО относится к некоммерческой организации, осуществляющей приносящую доход деятельность, то есть согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции является хозяйствующим субъектом.

В соответствии с действующим законодательством, цены на образовательные услуги являются свободными и самостоятельно устанавливаются образовательными организациями.

Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемлении интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара (пункт 1).

Из смысла указанной нормы следует, что для признания нарушения необходимо установить следующие квалифицирующие признаки:

- наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара;

- злоупотребление доминирующим положением на данном рынке (в рамках рассмотрения настоящего дела – установление хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены товара).

В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Мурманским УФАС России было проведено изучение состояния конкурентной среды на рынке услуг по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» на территории города Оленегорска Мурманской области в период 2012г. - 2013г. По итогам проведенного анализа состояния конкуренции, в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 (зарегистрирован в Минюсте РФ 02.08.2010 №18026), подготовлен аналитический отчет.

В результате проведения анализа конкурентной среды на рынке услуг по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» на территории города Оленегорска Мурманской области в период 2012г. - 2013г. установлено, что доля НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО на указанном товарном рынке в 2012 году составила <...>%, в 2013 году - <...>%. Таким образом, Учреждение занимало доминирующее положение на указанном товарном рынке в период с 2012 г. по 2013 г.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара являются незначительными;

в) условия обращения товара на товарном рынке остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Как указано выше, стоимость услуги НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» в 2013 году возросла с 27 830 рублей до 40 000 рублей, то есть на 12 170 рублей.

Для того чтобы определить, на сколько изменились затраты на предоставление образовательной услуги, Комиссией был проанализирован Отчет о прибылях и убытках Учреждения (ОКУД 0710002) по состоянию на 01 января 2014 года.

Установлено, что расходы Учреждения на предоставление услуги по обучению водителей категории «В» за 2013 год сформировались из себестоимости услуги (код 020) - <...> рублей и прочих расходов (код 100) – <...> рублей и составили <...> рублей.

При этом расходы Учреждения на указанную услугу за 2012 год составили <...> руб. (себестоимость услуги – <...> руб. и прочие расходы <...> руб.).

Таким образом, рост расходов на предоставление образовательной услуги в 2013 году по сравнению с 2012 годом составил <...> рублей.

Согласно приказам НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО от 05.02.2013 №14, от 10.06.2013 №49, от 28.08.2013 №69, от 21.10.2013 №83, от 31.10.2013 №95, от 26.12.2013 №105 за 2013 год обучение прошли 133 человека.

Таким образом, фактически себестоимость услуги для одного обучающегося в 2013 году по сравнению с 2012 годом возросла на <...> рублей (<...> руб. / 133 чел. = <...> руб.). С учетом отчислений в ДОСААФ России в размере <...>% и рентабельности, установленной учетной политикой Учреждения в размере <...>%, изменение конечной стоимости услуг должно было составить <...> руб. (<…> руб. + <...>% + <...>% = <...> руб.).

Учитывая вышеизложенное, изменение расходов, необходимых для производства и реализации услуги, не соответствует изменению цены услуги.

На основании Отчета о прибылях и убытках и иных представленных документов Комиссией был осуществлен примерный расчет услуги по обучению водителей автотранспортных средств категории «В», для чего сумма затрат на предоставление услуги за 2013 год была разделена на количество учащихся в 2013 году, к полученной сумме прибавлены отчисления в ДОСААФ России в размере <...>% и рентабельность, установленная учетной политикой Учреждения (<...> %).

(<...> руб. / 133 чел.) + <...>% + <...>% = <...> руб.

Таким образом, повышение Учреждением стоимости услуги по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» на 12 170 рублей нельзя признать обоснованным.

Комиссией также были исследованы цены, которые сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее сопоставимый рынок).

В соответствии с данными официальной статистики, размещенными на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики, население муниципального образования город Оленегорск на 1 января 2014 года составляло 21 301 человек.

В качестве товарного рынка, который может быть сопоставим с рассматриваемым рынком в границах города Оленегорска Мурманской области, Комиссией определены рынки услуг по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» на территории муниципальных образований город Ковдор Мурманской области (население 18 820 человек), ЗАТО город Полярный Мурманской области (население 17 053 человек) и город Кировск (население 27 686 человек).

Установлено, что на товарном рынке услуг по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» на территории муниципального образования город Ковдор Мурманской области деятельность осуществляют следующие хозяйствующие субъекты:

1) НОУ «К» которое устанавливало следующие цены на рассматриваемую образовательную услугу:

- с 01.01.2012 – 35 000 рублей,

- с 01.01.2013 – 36 000 рублей;

2) ГАОУ «К», которое устанавливало следующие цены:

- с 24.11.2011 – 29 800 рублей,

- с 12.10.2012 – 31 300 рублей,

- с 15.04.2013 – 32 800 рублей;

3) МАОУ «Д», которое устанавливало следующие цены:

- с 04.12.2012 – 28 000 рублей,

- с 14.10.2013 – 30 000 рублей.

На товарном рынке услуг по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» на территории муниципального образования ЗАТО город Полярный Мурманской области деятельность осуществляют следующие хозяйствующие субъекты:

1) МАОУ «М», которое установило следующие цены на рассматриваемую образовательную услугу:

- с 01.09.2010 – 25 500 рублей;

2) МБОУ «Д»:

- с 13.05.2010 – 28 700 рублей.

На товарном рынке услуг по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» на территории муниципального образования город Кировск Мурманской области деятельность осуществляет один хозяйствующий субъект:

  1. ООО «У», стоимость обучения которого в 2012 и в 2013 годах составляла 24 000 рублей.

Таким образом, исследование представленной автошколами информации показало, что цена на услугу по обучению водителей категории «В» в НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО значительно превышает цену, сложившуюся на сопоставимом товарном рынке.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО неправомерно повысило цену на услугу по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» до 40 000 рублей, поскольку расходы, необходимые для предоставления такой услуги, не соответствуют изменению ее цены, изменение состава продавцов и покупателей являются незначительными, а условия обращения товара на товарном рынке остались неизменными. Кроме того, установленная Учреждением цена превышает цену, установленную на указанную услугу на сопоставимом товарном рынке.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлен факт злоупотребления НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО своим доминирующим положением на рынке услуг по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» путем установления монопольно высокой цены на услугу по обучению водителей автотранспортных средств категории «В», что привело к ущемлению интересов неопределенного круга лиц.

В силу подпункта «б» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

В целях прекращения нарушения антимонопольного законодательства Комиссия полагает необходимым выдать НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО предписание о прекращении злоупотребления Учреждением своим доминирующим положением.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Негосударственного образовательного учреждения начального профессионального и дополнительного профессионального образования Оленегорский спортивно-технический центр Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту» (184530, Мурманская область, г. Оленегорск, ул. Нагорная, 8; ИНН 5108160016, ОГРН 1025100677470) факт нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении монопольно высокой цены на услугу по обучению водителей автотранспортных средств категории «В».

2. Выдать НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

3. Передать материалы дела уполномоченному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 11

 

17 октября 2014 г.                                                                                              г. Мурманск

 

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии – заместителя руководителя Поповой И.Н., членов комиссии: начальника отдела контроля товарных и финансовых рынков Смирновой К.А., главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Рединой Е.Н., рассмотрев дело № 11 по признакам нарушения Негосударственным образовательным учреждением начального профессионального и дополнительного профессионального образования Оленегорский спортивно-технический центр Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту» (184530, Мурманская область, г. Оленегорск, ул. Нагорная, 8; ИНН 5108160016, ОГРН 1025100677470) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении монопольно высокой цены на услугу по обучению водителей автотранспортных средств категории «В»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Негосударственному образовательному учреждению начального профессионального и дополнительного профессионального образования Оленегорский спортивно-технический центр Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту» (184530, Мурманская область, г. Оленегорск, ул. Нагорная, 8; ИНН 5108160016, ОГРН 1025100677470) прекратить злоупотребление доминирующим положением, а именно:

при формировании групп обучающихся вождению категории «В» устанавливать экономически обоснованную цену на услугу обучения вождению категории «В».

2. В течение 5 дней со дня установления цены на услугу по обучению вождению категории «В» для группы обучающихся, сформированной после получения настоящего предписания, представить в адрес Мурманского УФАС России подробный расчет такой цены.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.


 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 11

г. Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена «06» октября 2014г.

В полном объеме решение изготовлено «17» октября 2014г.

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии – заместителя руководителя Поповой И.Н., членов комиссии: начальника отдела контроля товарных и финансовых рынков Смирновой К.А., главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Рединой Е.Н.,

при участии представителей ответчика: <...> (приказ от 14.09.2012 №63о/к), <...> (доверенность от 03.07.2014 №3),

рассмотрев дело № 11 по признакам нарушения Негосударственным образовательным учреждением начального профессионального и дополнительного профессионального образования Оленегорский спортивно-технический центр Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту» (184530, Мурманская область, г. Оленегорск, ул. Нагорная, 8; ИНН 5108160016, ОГРН 1025100677470) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении монопольно высокой цены на услугу по обучению водителей автотранспортных средств категории «В»,

УСТАНОВИЛА:

В Мурманское УФАС России (далее по тексту – Управление) поступило заявление гражданки <...> по вопросу установления завышенных цен на услуги автошкол в городе Оленегорске.

В ходе рассмотрения заявления установлено, что в муниципальном образовании город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области осуществляют деятельность три автошколы, установившие следующие цены на свои услуги:

- Негосударственное образовательное учреждение начального и дополнительного профессионального образования Оленегорский спортивно-технический центр (далее по тексту НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО, Учреждение) – 40 000 рублей;

- ООО «А» - 36 000 рублей;

- НОУ ДО «А» - 35 577,8 рублей.

Мурманским УФАС России было проведено изучение состояния конкурентной среды на рынке услуг по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» на территории города Оленегорска Мурманской области в период 2012-2013 годы, в результате которого установлено доминирующее положение НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО с долей <...>%. Данное обстоятельство позволило рассмотреть действия указанного хозяйствующего субъекта на предмет нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Согласно приказам НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО в Учреждении устанавливались следующие тарифы на обучение:

- с 25.09.2012 по 08.11.2012 – 27 830 рублей (приказ от 25.09.2012 №25);

- с 05.02.2013 по 24.05.2013 – 27 830 рублей (приказ от 05.02.2013 №14);

- с 09.07.2013 по 29.08.2013 – 29 830 рублей (приказ от 10.06.2013 №49);

- с 26.08.2013 по 30.10.2013 – 29 830 рублей (приказ от 28.08.2013 №69);

- с 07.10.2013 по 30.12.2013 – 35 000 рублей (приказ от 21.10.2013 №83);

- с 07.10.2013 по 30.12.2013 – 35 000 рублей (приказ от 31.10.2013 №95);

- с 09.12.2013 по 15.03.2014 – 40 000 рублей (приказ от 26.12.2013 №105).

Из указанных данных видно, в период с 05 февраля 2013 года по 09 декабря 2013 года плата за обучение в Учреждении возросла на 12 170 рублей, то есть на 43,7 %.

Стоимость обучения водителей автотранспортных средств категории «В» устанавливалась приказами НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО об открытии хозрасчетных групп категории «В» на каждую открытую группу. Перечень затрат и размер рентабельности, исходя из которых установлена стоимость обучения, отражен в калькуляциях к соответствующим приказам. Данные документы утверждены начальником Учреждения.

Как следует из представленных калькуляций, изменились, в том числе, следующие статьи затрат:

- заработная плата преподавателя (учебная зарплата) (данный показатель является расчетной базой, то есть остальные расходы распределяются пропорционально учебной заработной плате):

01.02.2011 – <...> рублей,

01.04.2013 – <...> рублей,

01.10.2013 – <...> рублей,

декабрь 2013 – <...> рублей;

- административно-хозяйственные расходы (накладные расходы):

01.02.2011 – <...> % от учебной зарплаты (<...> рублей),

01.04.2013 – <...> % от общей зарплаты (<...> рублей),

01.10.2013 – <...> % от общей зарплаты (<...> рублей),

декабрь 2013 – <...> рублей (<...> % от учебной зарплаты <...> + зарплата АУП и обслуживающего персонала с начислениями);

- рентабельность:

01.02.2011 – <...> % - <...> рублей,

01.04.2013 – <...>% - <...> рублей,

01.10.2013 – <...>% - <...> рублей,

декабрь 2013 – <...> % - <...> рублей.

У ответчика были истребованы пояснения относительно порядка формирования стоимости обучения водителей автотранспортных средств категории «В» и обоснование повышения установленной ранее стоимости указанной услуги.

НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО представило пояснения относительно причин повышения стоимости образовательной услуги (письмо от 02.06.2014 №71) и пояснение к расчету калькуляции к приказу №105 от 26.12.2013 (письмо от 30.06.2014 №81).

Представленные пояснения фактически представляют собой новые расчеты цены и значительно отличаются от представленных ранее калькуляций как по составу компонентов статей затрат, так и по размеру самих затрат.

Представители ответчика на рассмотрении дела не смогли обосновать несоответствие калькуляции, определяющей цену, представленным пояснениям, в связи с чем, такие пояснения не могут быть приняты Комиссией.

Кроме того, ответчик пояснил, что расчеты составлены после возбуждения дела для их представления Комиссии с целью обоснования установленной платы, в связи с чем, все статьи затрат определены расчетным методом исходя из стоимости услуги 40 000.

Исследовав материалы дела и заслушав доводы участвующих в деле лиц, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 18 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Согласно части 1 статьи 22 данного Закона образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

В соответствии с Уставом НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО (утв. Постановлением Президиума РО ДОСААФ России Мурманской области от 25.11.2010 протокол №6) Учреждение является негосударственным образовательным учреждением начального профессионального, дополнительного профессионального образования и деятельности спортивно-технической направленности (пункт 1.1). Учреждение не преследует цели получения прибыли от основной деятельности, но вправе оказывать платные услуги и заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям его создания, в установленном законодательством Российской Федерации порядке (пункт 1.11).

Таким образом, НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО относится к некоммерческой организации, осуществляющей приносящую доход деятельность, то есть согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции является хозяйствующим субъектом.

В соответствии с действующим законодательством, цены на образовательные услуги являются свободными и самостоятельно устанавливаются образовательными организациями.

Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемлении интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара (пункт 1).

Из смысла указанной нормы следует, что для признания нарушения необходимо установить следующие квалифицирующие признаки:

- наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара;

- злоупотребление доминирующим положением на данном рынке (в рамках рассмотрения настоящего дела – установление хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены товара).

В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Мурманским УФАС России было проведено изучение состояния конкурентной среды на рынке услуг по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» на территории города Оленегорска Мурманской области в период 2012г. - 2013г. По итогам проведенного анализа состояния конкуренции, в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 (зарегистрирован в Минюсте РФ 02.08.2010 №18026), подготовлен аналитический отчет.

В результате проведения анализа конкурентной среды на рынке услуг по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» на территории города Оленегорска Мурманской области в период 2012г. - 2013г. установлено, что доля НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО на указанном товарном рынке в 2012 году составила <...>%, в 2013 году - <...>%. Таким образом, Учреждение занимало доминирующее положение на указанном товарном рынке в период с 2012 г. по 2013 г.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара являются незначительными;

в) условия обращения товара на товарном рынке остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Как указано выше, стоимость услуги НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» в 2013 году возросла с 27 830 рублей до 40 000 рублей, то есть на 12 170 рублей.

Для того чтобы определить, на сколько изменились затраты на предоставление образовательной услуги, Комиссией был проанализирован Отчет о прибылях и убытках Учреждения (ОКУД 0710002) по состоянию на 01 января 2014 года.

Установлено, что расходы Учреждения на предоставление услуги по обучению водителей категории «В» за 2013 год сформировались из себестоимости услуги (код 020) - <...> рублей и прочих расходов (код 100) – <...> рублей и составили <...> рублей.

При этом расходы Учреждения на указанную услугу за 2012 год составили <...> руб. (себестоимость услуги – <...> руб. и прочие расходы <...> руб.).

Таким образом, рост расходов на предоставление образовательной услуги в 2013 году по сравнению с 2012 годом составил <...> рублей.

Согласно приказам НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО от 05.02.2013 №14, от 10.06.2013 №49, от 28.08.2013 №69, от 21.10.2013 №83, от 31.10.2013 №95, от 26.12.2013 №105 за 2013 год обучение прошли 133 человека.

Таким образом, фактически себестоимость услуги для одного обучающегося в 2013 году по сравнению с 2012 годом возросла на <...> рублей (<...> руб. / 133 чел. = <...> руб.). С учетом отчислений в ДОСААФ России в размере <...>% и рентабельности, установленной учетной политикой Учреждения в размере <...>%, изменение конечной стоимости услуг должно было составить <...> руб. (<…> руб. + <...>% + <...>% = <...> руб.).

Учитывая вышеизложенное, изменение расходов, необходимых для производства и реализации услуги, не соответствует изменению цены услуги.

На основании Отчета о прибылях и убытках и иных представленных документов Комиссией был осуществлен примерный расчет услуги по обучению водителей автотранспортных средств категории «В», для чего сумма затрат на предоставление услуги за 2013 год была разделена на количество учащихся в 2013 году, к полученной сумме прибавлены отчисления в ДОСААФ России в размере <...>% и рентабельность, установленная учетной политикой Учреждения (<...> %).

(<...> руб. / 133 чел.) + <...>% + <...>% = <...> руб.

Таким образом, повышение Учреждением стоимости услуги по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» на 12 170 рублей нельзя признать обоснованным.

Комиссией также были исследованы цены, которые сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее сопоставимый рынок).

В соответствии с данными официальной статистики, размещенными на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики, население муниципального образования город Оленегорск на 1 января 2014 года составляло 21 301 человек.

В качестве товарного рынка, который может быть сопоставим с рассматриваемым рынком в границах города Оленегорска Мурманской области, Комиссией определены рынки услуг по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» на территории муниципальных образований город Ковдор Мурманской области (население 18 820 человек), ЗАТО город Полярный Мурманской области (население 17 053 человек) и город Кировск (население 27 686 человек).

Установлено, что на товарном рынке услуг по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» на территории муниципального образования город Ковдор Мурманской области деятельность осуществляют следующие хозяйствующие субъекты:

1) НОУ «К» которое устанавливало следующие цены на рассматриваемую образовательную услугу:

- с 01.01.2012 – 35 000 рублей,

- с 01.01.2013 – 36 000 рублей;

2) ГАОУ «К», которое устанавливало следующие цены:

- с 24.11.2011 – 29 800 рублей,

- с 12.10.2012 – 31 300 рублей,

- с 15.04.2013 – 32 800 рублей;

3) МАОУ «Д», которое устанавливало следующие цены:

- с 04.12.2012 – 28 000 рублей,

- с 14.10.2013 – 30 000 рублей.

На товарном рынке услуг по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» на территории муниципального образования ЗАТО город Полярный Мурманской области деятельность осуществляют следующие хозяйствующие субъекты:

1) МАОУ «М», которое установило следующие цены на рассматриваемую образовательную услугу:

- с 01.09.2010 – 25 500 рублей;

2) МБОУ «Д»:

- с 13.05.2010 – 28 700 рублей.

На товарном рынке услуг по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» на территории муниципального образования город Кировск Мурманской области деятельность осуществляет один хозяйствующий субъект:

  1. ООО «У», стоимость обучения которого в 2012 и в 2013 годах составляла 24 000 рублей.

Таким образом, исследование представленной автошколами информации показало, что цена на услугу по обучению водителей категории «В» в НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО значительно превышает цену, сложившуюся на сопоставимом товарном рынке.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО неправомерно повысило цену на услугу по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» до 40 000 рублей, поскольку расходы, необходимые для предоставления такой услуги, не соответствуют изменению ее цены, изменение состава продавцов и покупателей являются незначительными, а условия обращения товара на товарном рынке остались неизменными. Кроме того, установленная Учреждением цена превышает цену, установленную на указанную услугу на сопоставимом товарном рынке.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлен факт злоупотребления НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО своим доминирующим положением на рынке услуг по обучению водителей автотранспортных средств категории «В» путем установления монопольно высокой цены на услугу по обучению водителей автотранспортных средств категории «В», что привело к ущемлению интересов неопределенного круга лиц.

В силу подпункта «б» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

В целях прекращения нарушения антимонопольного законодательства Комиссия полагает необходимым выдать НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО предписание о прекращении злоупотребления Учреждением своим доминирующим положением.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Негосударственного образовательного учреждения начального профессионального и дополнительного профессионального образования Оленегорский спортивно-технический центр Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту» (184530, Мурманская область, г. Оленегорск, ул. Нагорная, 8; ИНН 5108160016, ОГРН 1025100677470) факт нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении монопольно высокой цены на услугу по обучению водителей автотранспортных средств категории «В».

2. Выдать НОУ НП и ДПО Оленегорский СТЦ ДОСААФ России МО предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

3. Передать материалы дела уполномоченному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 11

 

17 октября 2014 г.                                                                                              г. Мурманск

 

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии – заместителя руководителя Поповой И.Н., членов комиссии: начальника отдела контроля товарных и финансовых рынков Смирновой К.А., главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Рединой Е.Н., рассмотрев дело № 11 по признакам нарушения Негосударственным образовательным учреждением начального профессионального и дополнительного профессионального образования Оленегорский спортивно-технический центр Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту» (184530, Мурманская область, г. Оленегорск, ул. Нагорная, 8; ИНН 5108160016, ОГРН 1025100677470) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении монопольно высокой цены на услугу по обучению водителей автотранспортных средств категории «В»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Негосударственному образовательному учреждению начального профессионального и дополнительного профессионального образования Оленегорский спортивно-технический центр Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту» (184530, Мурманская область, г. Оленегорск, ул. Нагорная, 8; ИНН 5108160016, ОГРН 1025100677470) прекратить злоупотребление доминирующим положением, а именно:

при формировании групп обучающихся вождению категории «В» устанавливать экономически обоснованную цену на услугу обучения вождению категории «В».

2. В течение 5 дней со дня установления цены на услугу по обучению вождению категории «В» для группы обучающихся, сформированной после получения настоящего предписания, представить в адрес Мурманского УФАС России подробный расчет такой цены.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 11 [format] => [safe_value] => № 11 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-17 11:31:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-06 11:31:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1413545681 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Мурманское УФАС России )