Решение по делу № 46 в отношении ООО «Арктик-энерго»

Номер дела: № 46
Дата публикации: 26 сентября 2012, 17:22

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 46 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

                                                                                                                                   г. Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена «12» сентября 2012г.                

В полном объеме решение изготовлено «26» сентября 2012г.

 

         Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

при участии:

- генерального директора ООО «Арктик-энерго» <К…>,

- юрисконсульта ООО «Арктик-энерго» <Ф…>,

- директора филиала «Северный» ОАО «Оборонэнергосбыт» <И…>,  

 

рассмотрев дело № 46 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «Арктик-энерго» (184511, Мурманская обл., г.Мончегорск, ул.Кольская, д. 6а) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

  ОАО «Оборонэнергосбыт» в лице филиала «Северный» обратилось в Мурманское УФАС России с заявлением в отношении гарантирующего поставщика электрической энергии (мощности) ООО «Арктик-энерго» по факту нарушения установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011г. № 1179 «Об определении и применении гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)» порядка ценообразования при определении и применении нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность), поставляемую ОАО «Оборонэнергосбыт» в целях энергоснабжения объектов, расположенных в г.Мончегорске, присоединённых к электрическим сетям ОАО «Мончегорские электрические сети».

 

По признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении     ООО «Арктик-энерго» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства №46.

 

По результатам проведённого Мурманским УФАС России анализа розничного рынка электрической энергии (мощности) на территории Мурманской области (см. Аналитический отчёт от 27.04.2012г.) было установлено, что энергосбытовая компания ООО «Арктик-энерго» в соответствии с Постановлением Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 23.10.2006г. №28/1 осуществляет свою деятельность в статусе гарантирующего поставщика в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «Кольская ГМК» и ОАО «Мончегорске электрические сети».

 

Согласно полученным в ходе анализа рынка сведениям, на долю действующей на территории г.Мончегорска и г.Заполярного энергосбытовой компании ООО «Арктик-энерго» по состоянию на  конец 2011г. пришлось 99,8% всей реализованной в границах сетей ОАО «Мончегорские электрические сети» электрической энергии (мощности) и 100% всей реализованной в границах ОАО «Кольская ГМК» электрической энергии (мощности).

 

Согласно статье 5 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке определённого товара превышает 50%.

 

Таким образом, учитывая изложенное, ООО «Арктик-энерго» занимает доминирующее положение с долей более 50% на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории г.Мончегорска в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «Мончегорские электрические сети» и ОАО «Кольская ГМК», а также на территории г.Заполярный в границах балансовой принадлежности сетей ОАО «Кольская ГМК».  

 

Комиссией из представленных материалов, а также пояснений лиц участвующих в рассмотрении дела установлено следующее.

 

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010г. №78-р     ОАО «Оборонэнергосбыт» определено единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны России, в том числе в целях обеспечения снабжения электрической энергией подведомственных Минобороны России организаций.

 

Во исполнение указанного Распоряжения и в целях энергоснабжения ряда объектов, расположенных в г.Мончегорске, ОАО «Оборонэнергосбыт» осуществляет приобретение электрической энергии (мощности) у гарантирующего поставщика электрической энергии (мощности) ООО «Арктик-энерго» по договору энергоснабжения №2020 от 01.01.2010г.

 

При расчётах за реализованную ОАО «Оборонэнергосбыт» электрическую энергию (мощность) ООО «Арктик-энерго», руководствуясь положениями Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 №530, применяло свободные (нерегулируемые) цены (не выше предельных уровней нерегулируемых цен), рассчитываемые исходя из цен на приобретаемые гарантирующим поставщиком электрическую энергию и мощность, сложившихся на оптовом рынке, цен на услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией, инфраструктурных платежей и сбытовой надбавки гарантирующего поставщика.

 

01.02.2012г. вступили в силу Правила определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011г. №1179.

 

В соответствии с пунктом 2 указанных Правил (в редакции, действовавшей на момент обращения Заявителя), до 1 января 2015 г. гарантирующие поставщики определяют и применяют предельные уровни нерегулируемых цен для соответствующих ценовых категорий в отношении энергосбытовых организаций, которые не осуществляют покупку (поставку) электрической энергии (мощности) на оптовом рынке электрической энергии и мощности, определены актом Правительства Российской Федерации в целях снабжения электрической энергией находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организаций и осуществляют энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис», без учета своей сбытовой надбавки.

 

В связи с вступлением в силу указанного нормативно-правового акта ОАО «Оборонэнергосбыт» обратилось в адрес ООО «Арктик-энерго» с письмом (исх. №06/2-11/72 от 06.02.2012г.), в котором просило гарантирующего поставщика с 01.02.2012г. не применять сбытовую надбавку при расчёте нерегулируемой цены на электрическую энергию, поставляемую конечным потребителям ОАО «Оборонэнергосбыт» по договору энергоснабжения №2020 от 01.01.2010г.

 

Однако представленные в материалы дела документы (счёта-фактуры за февраль, март, апрель, май, июнь 2012г.) свидетельствуют о том, что несмотря на требования приведённой нормы и то обстоятельство, что деятельность ОАО «Оборонэнергосбыт» на территории Мурманской области соответствует признакам, указанным в пункте 2 Правил определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), ООО «Арктик-энерго» в период с февраля по июнь 2012г. продолжало выставлять в адрес ОАО «Оборонэнергосбыт» платёжные документы с указанием цены, включающей сбытовую надбавку в размере 0,0138 руб./кВт.ч, установленную для гарантирующего поставщика Постановлением Управления по тарифному регулированию Мурманской области от 26.12.2011 N 64/1.

 

Свои действия гарантирующий поставщик ООО «Арктик-энерго» мотивировало тем, что требование об исключении сбытовой надбавки при определении предельных уровней нерегулируемых цен, установленное в пункте 2 Правил определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011г. №1179, вступает в противоречие с пунктом 1 статьи 40 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике». Так, согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона «Об электроэнергетике», на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, гарантирующие поставщики осуществляют продажу электрической энергии (мощности) (за исключением объема электрической энергии (мощности), поставляемого населению и приравненным к нему категориям потребителей) на розничных рынках по нерегулируемым ценам не выше предельных уровней нерегулируемых цен, рассчитанных в соответствии с основными положениями функционирования розничных рынков исходя из цен на приобретаемые гарантирующими поставщиками электрическую энергию и мощность на оптовом рынке, сбытовой надбавки гарантирующего поставщика и цен на услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией.

 

При этом пунктом 5 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации Гражданскому кодексу РФ или иному закону, применяется Кодекс или соответствующий закон.

 

Кроме того, как следует из пояснений ООО «Арктик-энерго», лишение гарантирующего поставщика возможности применять свою сбытовую надбавку при расчёте нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), поставляемую в рамках договора энергоснабжения №2020 от 01.01.2010г., заключённого с ОАО «Оборонэнергосбыт», нарушает права и ущемляет имущественные интересы ООО «Арктик-энерго», поскольку Общество фактически лишается своего вознаграждения в виде сбытовой надбавки, т.е. части доходов от своей деятельности.

 

Рассмотрев представленные материалы и документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011г. №1179, вступившим в силу 01.02.2012г., установлен порядок определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность). В частности, в пункте 2 указанного нормативно-правового акта содержится сформулированное законодателем требование о том, что до 01.01.2015г. гарантирующим поставщикам надлежит определять предельные уровни нерегулируемых цен в отношении энергосбытовых организаций, которые определены актом Правительства Российской Федерации в целях снабжения электрической энергией находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организаций и осуществляющих энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис", без учёта своей сбытовой надбавки.

 

Выставляя к оплате ОАО «Оборонэнергосбыт» в период с февраля 2012г. по июнь 2012г. платёжные документы, сформированные с применением цены, включающей сбытовую надбавку гарантирующего поставщика, ООО «Арктик-энерго» допустило нарушение установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011г. №1179 порядка ценообразования.

 

Доводы ООО «Арктик-энерго» относительно противоречия условий, содержащихся в пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011г. №1179 положениям Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», имеющего большую юридическую силу, а также об ущемлении имущественных интересов Общества, выразившемся в невозможности получения вознаграждения за осуществляемую деятельность, не могут быть приняты Управлением в качестве обоснования правомерности уклонения ООО «Арктик-энерго» от исполнения требований, содержащихся в указанном нормативном правовом акте.

 

Утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011г. №1179 Правила определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) были приняты Правительством Российской Федерации в пределах его полномочий во исполнение пункта 2 статьи 21 Федерального закона «Об электроэнергетике», имеющего большую юридическую силу. Кроме того, пункт 1 статьи 40 Федерального закона «О защите конкуренции», по сути, не устанавливает порядок расчёта предельных уровней нерегулируемых цен как сложения всех перечисленных в норме величин, а лишь определяет круг составляющих, которые могут быть учтены при расчёте предельных уровней нерегулируемых цен. 

 

Механизм возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с исключением из применяемой гарантирующим поставщиком цены сбытовой надбавки, содержится в Федеральном законе «Об электроэнергетике» и в Основах ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011г. №1178.

 

 Так, в силу пункта 2 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» при государственном регулировании цен (тарифов) в сфере электроэнергетики должны соблюдаться такие основные принципы, как определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов), обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии, учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).

 

 Данные принципы нашли своё выражение в пункте 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178. Как следует из указанной нормы, в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.

 

Изложенные выводы отражены в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу № ВАС-4119/12 от 24.07.2012г., в рамках которого судом рассматривались, в том числе, доводы, аналогичные приведённым выше доводам ООО «Арктик-энерго».

 

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что               ООО «Арктик-энерго» нарушило установленный Правилами определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011г. №1179, порядок ценообразования при осуществлении расчётов с ОАО «Оборонэнергосбыт» за поставленную по договору энергоснабжения №2020 от 01.01.2010г. электроэнергию (мощность) путём выставления в период с февраля по июнь 2012г. платёжных документов, сформированных с применением цены, включающей сбытовую надбавку гарантирующего поставщика.

 

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

 

В ходе рассмотрения дела ООО «Арктик-энерго» были представлены документы (счёт на оплату №2020712 от 31.07.2012г., счёт-фактура №2020712 от 31.07.2012г.), свидетельствующие о том, что в июле 2012г. расчёт обязательств по оплате электроэнергии, поставленной потребителям ОАО «Оборонэнергосбыт» по договору энергоснабжения №2020 от 01.01.2010г., произведён без учёта сбытовой надбавки ООО «Арктик-энерго». На заседании комиссии представитель ОАО «Оборонэнергосбыт» подтвердил, что по платёжному документу за июль 2012г., выставленному в адрес ОАО «Оборонэнергосбыт» разногласия сторон в части применения сбытовой надбавки отсутствуют.  

 

Кроме того, как следует из представленных документов, ООО «Арктик-энерго» произвело перерасчёт обязательств ОАО «Оборонэнергосбыт» по оплате поставленной электроэнергии (мощности) за период с 01.02.2012г. по 30.06.201г. без учёта своей сбытовой надбавки.

 

Таким образом, на момент принятия Комиссией решения ООО «Арктик-энерго» были приняты меры по устранению нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

 

В связи с данным обстоятельством Комиссия делает вывод о наличии оснований для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и об отсутствии необходимости в выдаче предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ООО «Арктик-энерго» (184511, Мурманская обл., г.Мончегорск, ул.Кольская, д. 6а) факт нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного Правилами определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011г. №1179,  порядка ценообразования при осуществлении расчётов с ОАО «Оборонэнергосбыт» за поставленную по договору энергоснабжения №2020 от 01.01.2010г. электроэнергию (мощность) путём выставления в период с февраля по июнь 2012г. платёжных документов, сформированных с применением цены, включающей сбытовую надбавку гарантирующего поставщика.

 

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006г.    № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить производство по делу №46 в отношении ООО «Арктик-энерго» в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

 

3. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении. 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 8193 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 46 в отношении ООО «Арктик-энерго» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8193 [type] => solution [language] => ru [created] => 1349702875 [changed] => 1370520111 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370520111 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 46 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

                                                                                                                                   г. Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена «12» сентября 2012г.                

В полном объеме решение изготовлено «26» сентября 2012г.

 

         Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

при участии:

- генерального директора ООО «Арктик-энерго» <К…>,

- юрисконсульта ООО «Арктик-энерго» <Ф…>,

- директора филиала «Северный» ОАО «Оборонэнергосбыт» <И…>,  

 

рассмотрев дело № 46 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «Арктик-энерго» (184511, Мурманская обл., г.Мончегорск, ул.Кольская, д. 6а) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

  ОАО «Оборонэнергосбыт» в лице филиала «Северный» обратилось в Мурманское УФАС России с заявлением в отношении гарантирующего поставщика электрической энергии (мощности) ООО «Арктик-энерго» по факту нарушения установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011г. № 1179 «Об определении и применении гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)» порядка ценообразования при определении и применении нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность), поставляемую ОАО «Оборонэнергосбыт» в целях энергоснабжения объектов, расположенных в г.Мончегорске, присоединённых к электрическим сетям ОАО «Мончегорские электрические сети».

 

По признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении     ООО «Арктик-энерго» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства №46.

 

По результатам проведённого Мурманским УФАС России анализа розничного рынка электрической энергии (мощности) на территории Мурманской области (см. Аналитический отчёт от 27.04.2012г.) было установлено, что энергосбытовая компания ООО «Арктик-энерго» в соответствии с Постановлением Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 23.10.2006г. №28/1 осуществляет свою деятельность в статусе гарантирующего поставщика в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «Кольская ГМК» и ОАО «Мончегорске электрические сети».

 

Согласно полученным в ходе анализа рынка сведениям, на долю действующей на территории г.Мончегорска и г.Заполярного энергосбытовой компании ООО «Арктик-энерго» по состоянию на  конец 2011г. пришлось 99,8% всей реализованной в границах сетей ОАО «Мончегорские электрические сети» электрической энергии (мощности) и 100% всей реализованной в границах ОАО «Кольская ГМК» электрической энергии (мощности).

 

Согласно статье 5 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке определённого товара превышает 50%.

 

Таким образом, учитывая изложенное, ООО «Арктик-энерго» занимает доминирующее положение с долей более 50% на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории г.Мончегорска в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «Мончегорские электрические сети» и ОАО «Кольская ГМК», а также на территории г.Заполярный в границах балансовой принадлежности сетей ОАО «Кольская ГМК».  

 

Комиссией из представленных материалов, а также пояснений лиц участвующих в рассмотрении дела установлено следующее.

 

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010г. №78-р     ОАО «Оборонэнергосбыт» определено единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны России, в том числе в целях обеспечения снабжения электрической энергией подведомственных Минобороны России организаций.

 

Во исполнение указанного Распоряжения и в целях энергоснабжения ряда объектов, расположенных в г.Мончегорске, ОАО «Оборонэнергосбыт» осуществляет приобретение электрической энергии (мощности) у гарантирующего поставщика электрической энергии (мощности) ООО «Арктик-энерго» по договору энергоснабжения №2020 от 01.01.2010г.

 

При расчётах за реализованную ОАО «Оборонэнергосбыт» электрическую энергию (мощность) ООО «Арктик-энерго», руководствуясь положениями Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 №530, применяло свободные (нерегулируемые) цены (не выше предельных уровней нерегулируемых цен), рассчитываемые исходя из цен на приобретаемые гарантирующим поставщиком электрическую энергию и мощность, сложившихся на оптовом рынке, цен на услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией, инфраструктурных платежей и сбытовой надбавки гарантирующего поставщика.

 

01.02.2012г. вступили в силу Правила определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011г. №1179.

 

В соответствии с пунктом 2 указанных Правил (в редакции, действовавшей на момент обращения Заявителя), до 1 января 2015 г. гарантирующие поставщики определяют и применяют предельные уровни нерегулируемых цен для соответствующих ценовых категорий в отношении энергосбытовых организаций, которые не осуществляют покупку (поставку) электрической энергии (мощности) на оптовом рынке электрической энергии и мощности, определены актом Правительства Российской Федерации в целях снабжения электрической энергией находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организаций и осуществляют энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис», без учета своей сбытовой надбавки.

 

В связи с вступлением в силу указанного нормативно-правового акта ОАО «Оборонэнергосбыт» обратилось в адрес ООО «Арктик-энерго» с письмом (исх. №06/2-11/72 от 06.02.2012г.), в котором просило гарантирующего поставщика с 01.02.2012г. не применять сбытовую надбавку при расчёте нерегулируемой цены на электрическую энергию, поставляемую конечным потребителям ОАО «Оборонэнергосбыт» по договору энергоснабжения №2020 от 01.01.2010г.

 

Однако представленные в материалы дела документы (счёта-фактуры за февраль, март, апрель, май, июнь 2012г.) свидетельствуют о том, что несмотря на требования приведённой нормы и то обстоятельство, что деятельность ОАО «Оборонэнергосбыт» на территории Мурманской области соответствует признакам, указанным в пункте 2 Правил определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), ООО «Арктик-энерго» в период с февраля по июнь 2012г. продолжало выставлять в адрес ОАО «Оборонэнергосбыт» платёжные документы с указанием цены, включающей сбытовую надбавку в размере 0,0138 руб./кВт.ч, установленную для гарантирующего поставщика Постановлением Управления по тарифному регулированию Мурманской области от 26.12.2011 N 64/1.

 

Свои действия гарантирующий поставщик ООО «Арктик-энерго» мотивировало тем, что требование об исключении сбытовой надбавки при определении предельных уровней нерегулируемых цен, установленное в пункте 2 Правил определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011г. №1179, вступает в противоречие с пунктом 1 статьи 40 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике». Так, согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона «Об электроэнергетике», на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, гарантирующие поставщики осуществляют продажу электрической энергии (мощности) (за исключением объема электрической энергии (мощности), поставляемого населению и приравненным к нему категориям потребителей) на розничных рынках по нерегулируемым ценам не выше предельных уровней нерегулируемых цен, рассчитанных в соответствии с основными положениями функционирования розничных рынков исходя из цен на приобретаемые гарантирующими поставщиками электрическую энергию и мощность на оптовом рынке, сбытовой надбавки гарантирующего поставщика и цен на услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией.

 

При этом пунктом 5 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации Гражданскому кодексу РФ или иному закону, применяется Кодекс или соответствующий закон.

 

Кроме того, как следует из пояснений ООО «Арктик-энерго», лишение гарантирующего поставщика возможности применять свою сбытовую надбавку при расчёте нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), поставляемую в рамках договора энергоснабжения №2020 от 01.01.2010г., заключённого с ОАО «Оборонэнергосбыт», нарушает права и ущемляет имущественные интересы ООО «Арктик-энерго», поскольку Общество фактически лишается своего вознаграждения в виде сбытовой надбавки, т.е. части доходов от своей деятельности.

 

Рассмотрев представленные материалы и документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011г. №1179, вступившим в силу 01.02.2012г., установлен порядок определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность). В частности, в пункте 2 указанного нормативно-правового акта содержится сформулированное законодателем требование о том, что до 01.01.2015г. гарантирующим поставщикам надлежит определять предельные уровни нерегулируемых цен в отношении энергосбытовых организаций, которые определены актом Правительства Российской Федерации в целях снабжения электрической энергией находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организаций и осуществляющих энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис", без учёта своей сбытовой надбавки.

 

Выставляя к оплате ОАО «Оборонэнергосбыт» в период с февраля 2012г. по июнь 2012г. платёжные документы, сформированные с применением цены, включающей сбытовую надбавку гарантирующего поставщика, ООО «Арктик-энерго» допустило нарушение установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011г. №1179 порядка ценообразования.

 

Доводы ООО «Арктик-энерго» относительно противоречия условий, содержащихся в пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011г. №1179 положениям Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», имеющего большую юридическую силу, а также об ущемлении имущественных интересов Общества, выразившемся в невозможности получения вознаграждения за осуществляемую деятельность, не могут быть приняты Управлением в качестве обоснования правомерности уклонения ООО «Арктик-энерго» от исполнения требований, содержащихся в указанном нормативном правовом акте.

 

Утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011г. №1179 Правила определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) были приняты Правительством Российской Федерации в пределах его полномочий во исполнение пункта 2 статьи 21 Федерального закона «Об электроэнергетике», имеющего большую юридическую силу. Кроме того, пункт 1 статьи 40 Федерального закона «О защите конкуренции», по сути, не устанавливает порядок расчёта предельных уровней нерегулируемых цен как сложения всех перечисленных в норме величин, а лишь определяет круг составляющих, которые могут быть учтены при расчёте предельных уровней нерегулируемых цен. 

 

Механизм возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с исключением из применяемой гарантирующим поставщиком цены сбытовой надбавки, содержится в Федеральном законе «Об электроэнергетике» и в Основах ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011г. №1178.

 

 Так, в силу пункта 2 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» при государственном регулировании цен (тарифов) в сфере электроэнергетики должны соблюдаться такие основные принципы, как определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов), обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии, учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).

 

 Данные принципы нашли своё выражение в пункте 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178. Как следует из указанной нормы, в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.

 

Изложенные выводы отражены в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу № ВАС-4119/12 от 24.07.2012г., в рамках которого судом рассматривались, в том числе, доводы, аналогичные приведённым выше доводам ООО «Арктик-энерго».

 

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что               ООО «Арктик-энерго» нарушило установленный Правилами определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011г. №1179, порядок ценообразования при осуществлении расчётов с ОАО «Оборонэнергосбыт» за поставленную по договору энергоснабжения №2020 от 01.01.2010г. электроэнергию (мощность) путём выставления в период с февраля по июнь 2012г. платёжных документов, сформированных с применением цены, включающей сбытовую надбавку гарантирующего поставщика.

 

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

 

В ходе рассмотрения дела ООО «Арктик-энерго» были представлены документы (счёт на оплату №2020712 от 31.07.2012г., счёт-фактура №2020712 от 31.07.2012г.), свидетельствующие о том, что в июле 2012г. расчёт обязательств по оплате электроэнергии, поставленной потребителям ОАО «Оборонэнергосбыт» по договору энергоснабжения №2020 от 01.01.2010г., произведён без учёта сбытовой надбавки ООО «Арктик-энерго». На заседании комиссии представитель ОАО «Оборонэнергосбыт» подтвердил, что по платёжному документу за июль 2012г., выставленному в адрес ОАО «Оборонэнергосбыт» разногласия сторон в части применения сбытовой надбавки отсутствуют.  

 

Кроме того, как следует из представленных документов, ООО «Арктик-энерго» произвело перерасчёт обязательств ОАО «Оборонэнергосбыт» по оплате поставленной электроэнергии (мощности) за период с 01.02.2012г. по 30.06.201г. без учёта своей сбытовой надбавки.

 

Таким образом, на момент принятия Комиссией решения ООО «Арктик-энерго» были приняты меры по устранению нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

 

В связи с данным обстоятельством Комиссия делает вывод о наличии оснований для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и об отсутствии необходимости в выдаче предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ООО «Арктик-энерго» (184511, Мурманская обл., г.Мончегорск, ул.Кольская, д. 6а) факт нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного Правилами определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011г. №1179,  порядка ценообразования при осуществлении расчётов с ОАО «Оборонэнергосбыт» за поставленную по договору энергоснабжения №2020 от 01.01.2010г. электроэнергию (мощность) путём выставления в период с февраля по июнь 2012г. платёжных документов, сформированных с применением цены, включающей сбытовую надбавку гарантирующего поставщика.

 

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006г.    № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить производство по делу №46 в отношении ООО «Арктик-энерго» в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

 

3. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении. 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 46 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

                                                                                                                                   г. Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена «12» сентября 2012г.                

В полном объеме решение изготовлено «26» сентября 2012г.

 

         Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

при участии:

- генерального директора ООО «Арктик-энерго» <К…>,

- юрисконсульта ООО «Арктик-энерго» <Ф…>,

- директора филиала «Северный» ОАО «Оборонэнергосбыт» <И…>,  

 

рассмотрев дело № 46 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «Арктик-энерго» (184511, Мурманская обл., г.Мончегорск, ул.Кольская, д. 6а) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

  ОАО «Оборонэнергосбыт» в лице филиала «Северный» обратилось в Мурманское УФАС России с заявлением в отношении гарантирующего поставщика электрической энергии (мощности) ООО «Арктик-энерго» по факту нарушения установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011г. № 1179 «Об определении и применении гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)» порядка ценообразования при определении и применении нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность), поставляемую ОАО «Оборонэнергосбыт» в целях энергоснабжения объектов, расположенных в г.Мончегорске, присоединённых к электрическим сетям ОАО «Мончегорские электрические сети».

 

По признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении     ООО «Арктик-энерго» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства №46.

 

По результатам проведённого Мурманским УФАС России анализа розничного рынка электрической энергии (мощности) на территории Мурманской области (см. Аналитический отчёт от 27.04.2012г.) было установлено, что энергосбытовая компания ООО «Арктик-энерго» в соответствии с Постановлением Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 23.10.2006г. №28/1 осуществляет свою деятельность в статусе гарантирующего поставщика в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «Кольская ГМК» и ОАО «Мончегорске электрические сети».

 

Согласно полученным в ходе анализа рынка сведениям, на долю действующей на территории г.Мончегорска и г.Заполярного энергосбытовой компании ООО «Арктик-энерго» по состоянию на  конец 2011г. пришлось 99,8% всей реализованной в границах сетей ОАО «Мончегорские электрические сети» электрической энергии (мощности) и 100% всей реализованной в границах ОАО «Кольская ГМК» электрической энергии (мощности).

 

Согласно статье 5 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке определённого товара превышает 50%.

 

Таким образом, учитывая изложенное, ООО «Арктик-энерго» занимает доминирующее положение с долей более 50% на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории г.Мончегорска в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «Мончегорские электрические сети» и ОАО «Кольская ГМК», а также на территории г.Заполярный в границах балансовой принадлежности сетей ОАО «Кольская ГМК».  

 

Комиссией из представленных материалов, а также пояснений лиц участвующих в рассмотрении дела установлено следующее.

 

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010г. №78-р     ОАО «Оборонэнергосбыт» определено единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны России, в том числе в целях обеспечения снабжения электрической энергией подведомственных Минобороны России организаций.

 

Во исполнение указанного Распоряжения и в целях энергоснабжения ряда объектов, расположенных в г.Мончегорске, ОАО «Оборонэнергосбыт» осуществляет приобретение электрической энергии (мощности) у гарантирующего поставщика электрической энергии (мощности) ООО «Арктик-энерго» по договору энергоснабжения №2020 от 01.01.2010г.

 

При расчётах за реализованную ОАО «Оборонэнергосбыт» электрическую энергию (мощность) ООО «Арктик-энерго», руководствуясь положениями Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 №530, применяло свободные (нерегулируемые) цены (не выше предельных уровней нерегулируемых цен), рассчитываемые исходя из цен на приобретаемые гарантирующим поставщиком электрическую энергию и мощность, сложившихся на оптовом рынке, цен на услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией, инфраструктурных платежей и сбытовой надбавки гарантирующего поставщика.

 

01.02.2012г. вступили в силу Правила определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011г. №1179.

 

В соответствии с пунктом 2 указанных Правил (в редакции, действовавшей на момент обращения Заявителя), до 1 января 2015 г. гарантирующие поставщики определяют и применяют предельные уровни нерегулируемых цен для соответствующих ценовых категорий в отношении энергосбытовых организаций, которые не осуществляют покупку (поставку) электрической энергии (мощности) на оптовом рынке электрической энергии и мощности, определены актом Правительства Российской Федерации в целях снабжения электрической энергией находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организаций и осуществляют энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис», без учета своей сбытовой надбавки.

 

В связи с вступлением в силу указанного нормативно-правового акта ОАО «Оборонэнергосбыт» обратилось в адрес ООО «Арктик-энерго» с письмом (исх. №06/2-11/72 от 06.02.2012г.), в котором просило гарантирующего поставщика с 01.02.2012г. не применять сбытовую надбавку при расчёте нерегулируемой цены на электрическую энергию, поставляемую конечным потребителям ОАО «Оборонэнергосбыт» по договору энергоснабжения №2020 от 01.01.2010г.

 

Однако представленные в материалы дела документы (счёта-фактуры за февраль, март, апрель, май, июнь 2012г.) свидетельствуют о том, что несмотря на требования приведённой нормы и то обстоятельство, что деятельность ОАО «Оборонэнергосбыт» на территории Мурманской области соответствует признакам, указанным в пункте 2 Правил определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), ООО «Арктик-энерго» в период с февраля по июнь 2012г. продолжало выставлять в адрес ОАО «Оборонэнергосбыт» платёжные документы с указанием цены, включающей сбытовую надбавку в размере 0,0138 руб./кВт.ч, установленную для гарантирующего поставщика Постановлением Управления по тарифному регулированию Мурманской области от 26.12.2011 N 64/1.

 

Свои действия гарантирующий поставщик ООО «Арктик-энерго» мотивировало тем, что требование об исключении сбытовой надбавки при определении предельных уровней нерегулируемых цен, установленное в пункте 2 Правил определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011г. №1179, вступает в противоречие с пунктом 1 статьи 40 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике». Так, согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона «Об электроэнергетике», на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, гарантирующие поставщики осуществляют продажу электрической энергии (мощности) (за исключением объема электрической энергии (мощности), поставляемого населению и приравненным к нему категориям потребителей) на розничных рынках по нерегулируемым ценам не выше предельных уровней нерегулируемых цен, рассчитанных в соответствии с основными положениями функционирования розничных рынков исходя из цен на приобретаемые гарантирующими поставщиками электрическую энергию и мощность на оптовом рынке, сбытовой надбавки гарантирующего поставщика и цен на услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией.

 

При этом пунктом 5 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации Гражданскому кодексу РФ или иному закону, применяется Кодекс или соответствующий закон.

 

Кроме того, как следует из пояснений ООО «Арктик-энерго», лишение гарантирующего поставщика возможности применять свою сбытовую надбавку при расчёте нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), поставляемую в рамках договора энергоснабжения №2020 от 01.01.2010г., заключённого с ОАО «Оборонэнергосбыт», нарушает права и ущемляет имущественные интересы ООО «Арктик-энерго», поскольку Общество фактически лишается своего вознаграждения в виде сбытовой надбавки, т.е. части доходов от своей деятельности.

 

Рассмотрев представленные материалы и документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011г. №1179, вступившим в силу 01.02.2012г., установлен порядок определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность). В частности, в пункте 2 указанного нормативно-правового акта содержится сформулированное законодателем требование о том, что до 01.01.2015г. гарантирующим поставщикам надлежит определять предельные уровни нерегулируемых цен в отношении энергосбытовых организаций, которые определены актом Правительства Российской Федерации в целях снабжения электрической энергией находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организаций и осуществляющих энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис", без учёта своей сбытовой надбавки.

 

Выставляя к оплате ОАО «Оборонэнергосбыт» в период с февраля 2012г. по июнь 2012г. платёжные документы, сформированные с применением цены, включающей сбытовую надбавку гарантирующего поставщика, ООО «Арктик-энерго» допустило нарушение установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011г. №1179 порядка ценообразования.

 

Доводы ООО «Арктик-энерго» относительно противоречия условий, содержащихся в пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011г. №1179 положениям Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», имеющего большую юридическую силу, а также об ущемлении имущественных интересов Общества, выразившемся в невозможности получения вознаграждения за осуществляемую деятельность, не могут быть приняты Управлением в качестве обоснования правомерности уклонения ООО «Арктик-энерго» от исполнения требований, содержащихся в указанном нормативном правовом акте.

 

Утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011г. №1179 Правила определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) были приняты Правительством Российской Федерации в пределах его полномочий во исполнение пункта 2 статьи 21 Федерального закона «Об электроэнергетике», имеющего большую юридическую силу. Кроме того, пункт 1 статьи 40 Федерального закона «О защите конкуренции», по сути, не устанавливает порядок расчёта предельных уровней нерегулируемых цен как сложения всех перечисленных в норме величин, а лишь определяет круг составляющих, которые могут быть учтены при расчёте предельных уровней нерегулируемых цен. 

 

Механизм возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с исключением из применяемой гарантирующим поставщиком цены сбытовой надбавки, содержится в Федеральном законе «Об электроэнергетике» и в Основах ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011г. №1178.

 

 Так, в силу пункта 2 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» при государственном регулировании цен (тарифов) в сфере электроэнергетики должны соблюдаться такие основные принципы, как определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов), обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии, учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).

 

 Данные принципы нашли своё выражение в пункте 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178. Как следует из указанной нормы, в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.

 

Изложенные выводы отражены в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу № ВАС-4119/12 от 24.07.2012г., в рамках которого судом рассматривались, в том числе, доводы, аналогичные приведённым выше доводам ООО «Арктик-энерго».

 

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что               ООО «Арктик-энерго» нарушило установленный Правилами определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011г. №1179, порядок ценообразования при осуществлении расчётов с ОАО «Оборонэнергосбыт» за поставленную по договору энергоснабжения №2020 от 01.01.2010г. электроэнергию (мощность) путём выставления в период с февраля по июнь 2012г. платёжных документов, сформированных с применением цены, включающей сбытовую надбавку гарантирующего поставщика.

 

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

 

В ходе рассмотрения дела ООО «Арктик-энерго» были представлены документы (счёт на оплату №2020712 от 31.07.2012г., счёт-фактура №2020712 от 31.07.2012г.), свидетельствующие о том, что в июле 2012г. расчёт обязательств по оплате электроэнергии, поставленной потребителям ОАО «Оборонэнергосбыт» по договору энергоснабжения №2020 от 01.01.2010г., произведён без учёта сбытовой надбавки ООО «Арктик-энерго». На заседании комиссии представитель ОАО «Оборонэнергосбыт» подтвердил, что по платёжному документу за июль 2012г., выставленному в адрес ОАО «Оборонэнергосбыт» разногласия сторон в части применения сбытовой надбавки отсутствуют.  

 

Кроме того, как следует из представленных документов, ООО «Арктик-энерго» произвело перерасчёт обязательств ОАО «Оборонэнергосбыт» по оплате поставленной электроэнергии (мощности) за период с 01.02.2012г. по 30.06.201г. без учёта своей сбытовой надбавки.

 

Таким образом, на момент принятия Комиссией решения ООО «Арктик-энерго» были приняты меры по устранению нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

 

В связи с данным обстоятельством Комиссия делает вывод о наличии оснований для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и об отсутствии необходимости в выдаче предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ООО «Арктик-энерго» (184511, Мурманская обл., г.Мончегорск, ул.Кольская, д. 6а) факт нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного Правилами определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011г. №1179,  порядка ценообразования при осуществлении расчётов с ОАО «Оборонэнергосбыт» за поставленную по договору энергоснабжения №2020 от 01.01.2010г. электроэнергию (мощность) путём выставления в период с февраля по июнь 2012г. платёжных документов, сформированных с применением цены, включающей сбытовую надбавку гарантирующего поставщика.

 

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006г.    № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить производство по делу №46 в отношении ООО «Арктик-энерго» в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

 

3. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении. 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 46 [format] => [safe_value] => № 46 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Электроэнергетика [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-09-26 13:22:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-09-26 13:22:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1349702875 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Мурманское УФАС России )