Постановление о наложении штрафа по делу № 06-03А-13/19 об административном правонарушении в отношении ООО «Норд»

Номер дела: № 06-03А-13/19
Дата публикации: 18 октября 2013, 09:48

Постановление

о наложении штрафа по делу  № 06-03А-13/19

об административном правонарушении

18 октября   2013  года                                                                                                           г. Мурманск

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, действующая на основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), пункта 7 части 2 статьи 33 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ (далее Закон о рекламе), рассмотрев  протокол и материалы дела об административном правонарушении № 06-03А-13/19, возбужденного в отношении  общества с ограниченной ответственностью «Норд» (ИНН 5190003038, 183034, г.Мурманск, ул. Домостроительная, д.16),

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее УФАС по Мурманской области, Управление) поступило заявление гражданина <Е...>, по поводу  распространения  в эфире регионального телевизионного вещания, рекламы с признаками нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе).

Из заявления гражданина следует, что 19 июня 2013 года на телеканале Россия 1 в Мурманском рекламном блоке в утренние часы после программы «Вести Мурманска» демонстрировалась реклама: «Улыбка радуги. Во всех магазинах «Улыбка радуги»  производится  возврат 100% стоимости покупки», в рекламе имелась надпись мелким шрифтом, которую заявитель  не сумел прочесть, т.к. реклама  мгновенно сменилась.

Обещание в рекламе вернуть 100%  стоимости покупки очень привлекло заявителя, и он  пришел в магазин за покупками. При оплате товара был разочарован,  т.к. оказалось, что в  акции, про которую говорится в рекламе, участвуют держатели карт «Авантаж», действует акция на выборочные  товары и деньги не возвращают, как обещано в рекламе, а зачисляют в виде бонусов на карту «Авантаж», которой впоследствии можно рассчитываться в этом же магазине. В этой связи  от части товара ему пришлось отказаться.

Заявитель считает, что такая реклама  нарушает законодательно о рекламе, так как ввела его в заблуждение. По его мнению,  в первую очередь необходимо информировать об условиях, проводимой акции, что бы покупатели не попадали в такие неловкие ситуации. Гражданин просит  принять  меры по указанной рекламе.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

рекламодатель  - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

 товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

 ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Дело об административном правонарушении № 06-03А-13/19 возбуждено  должностным лицом главным специалистом-экспертом <М...>, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Должностное лицо на основании  статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), убедилось в обоснованности заявления физического лица и  в наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения,  и составило 03.10.2013г.  протокол  об административном правонарушении в присутствии  законного представителя ООО «Норд» <П...>, (по доверенности № юр-13/482 от 11.09.2013г.).

Из материалов дела следует, что   общество с ограниченной ответственностью  «Норд» (далее – ООО «Норд»,  Общество) на срок действия договора коммерческой концессии №30 КК от 01.03.2012г. имеет право  использовать в своей деятельности  товарный знак «Улыбка радуги» с целью успешного сбыта парфюмерной продукции, продуктов бытовой химии и иной продукции.

11.02.2013 г. ООО «Норд» заключило договор комплексного оказания услуг № 16 с ООО «Медиа-Консалт»,  в соответствии с которым ООО «Медиа-Консалт» размещает  на телевидении рекламные ролики, предоставленные ООО «Норд». Рекламные ролики демонстрировались на канале «Россия1» в блоке региональной рекламы в 6 вариантах с 10.06.2013 по 25.06.2013г.

Указанная в заявлении  гражданина  реклама размещалась 19 июня  2013 года в блоках региональной рекламы на канале «Россия1», рекламные ролики в 3 вариантах демонстрировались  по 10 секунд каждый в течении дня.

 В кадре демонстрировался логотип «Улыбка радуги»  и один из продуктов с перечеркнутой ценой: стиральный порошок, блеск для губ, шампунь. Рекламный  ролик   озвучивался  следующими словами:« Во всех магазинах «Улыбка радуги»  производится  возврат 100% стоимости покупки». Эта же фраза   «возврат 100% стоимости покупки», выполненная  крупным синим шрифтом, дублировалась в правой  стороне экрана. Все ролики содержали  изображение одного из  продуктов, карточки «Авантаж» и в нижней части экрана не читаемую надпись мелким шрифтом.

Из текста рекламы (7 строк), выполненного мелким  нечитаемым шрифтом следует:

«Возврат стоимости осуществляется посредством зачисления на карту «Авантаж» баллов на сумму покупки, которые можно потратить на приобретение товаров в соответствии с правилами акции. Предложение на рекламируемые товары действует  с   16.06.2013 по 25.06.2013. Цена указана в рублях. Количество товара ограничено. Программа накопления баллов действует с 31мая2013г. Срок действия программы накопления  - бессрочная. Ограничений по срокам использования баллов нет. Акция действует во всех магазинах города Мурманска и Мурманской области. Об организаторе акции, о правилах её проведении, о порядке начисления баллов, о сроках, месте и порядке их получения можно узнать по телефону 8 800 333 66 00 или на сайте www.r-ulybka.ru. Правило программы «Авантаж» можно узнать на сайтеwww.avantageclub.ru

Рассматриваемая реклама, размещенная 19.06.2013г. в блоках Мурманской  региональной рекламы на канале «Росссия1», содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования о магазинах  «Улыбка радуги», а также формирует интерес к  акции: «возврат 100% стоимости покупки»,   побуждает  посетить магазины «Улыбка радуги» и поучаствовать в акции неопределенный кругу лиц.

Объектами рекламирования являются:

1.акция «возврат 100% стоимости покупки»;

2.магазины  «Улыбка радуг».

Реклама построена таким образом, что на экране появляется цветной логотип «Улыбка радуги», затем поднимается шторка, и все внимание зрителя концентрируется на крупном тексте от 2,5 до 3,5см «УЛЫБКА РАДУГИ»  ВОЗВРАЩАЕТ 100% СТОИМОСТИ ПОКУПКИ», причем этот же текст озвучивается за кадром.

Информация о существенных условиях, т.е. об условиях акции, сроках её проведения, месте ознакомления с условиями акции (сайт, телефоны), выполнена мелким по сравнению с основным рекламным текстом шрифтом, не озвучивается за кадром и демонстрируется зрителю на экране менее 10 секунд.

Печатный текст условий акции, выполненный мелким шрифтом 0,3 см  занимает 5 строк.

С учетом способа и особенности  размещения рекламы (кадр в телевизионном вещании невозможно остановить), а также свойств человеческого зрения, восприятие текста условий акции и места ознакомления с правилами проведения акции, исполненного мелким шрифтом, и демонстрирующегося на экране телевизора непродолжительное время было невозможно.

Такие особенности лишают потребителей рекламы возможности воспринимать ее в полном объеме, делая доступным для нормального восприятия только текст рекламы, выполненный крупным шрифтом, что в отсутствие доступных для нормального восприятия сведений о существенных условиях рекламируемой акции  приводит к искажению смысла информации и вводит потребителей в заблуждение.

Не случайно заявитель указал в своем обращении, что был  введен рекламой в заблуждение. Ведь условия возврата денежных средств, как и ссылки на сайты и номер телефона, где можно узнать дополнительную информацию об этой акции были  указаны мелким нечитаемым шрифтом.  Такая важная для потребителя информация не озвучивалась на протяжении рекламы.

Не обладая существенной информацией о том, что    возврат стоимости осуществляется посредством зачисления на карту «Авантаж» баллов на сумму покупки, которые можно потратить на приобретение товаров в соответствии с правилами акции, заявитель  посчитал, что за совершенную покупку в магазине «Улыбка радуги» ему вернут 100% стоимости покупки, т.е. покупка будет бесплатной.

Рекламный ролик построен таким образом, что аудио и видео ряд сосредотачивал  внимание потребителя на привлекательной для продавца  информации, с целью привлечения покупателей в магазины «Улыбка радуги», но не доводил полную и существенную  информацию до потребителя рекламы.

Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях проведения акции, форма представления сведений была такова, что они не воспринимались потребителями.

В данном случае права потребителей рекламы не соблюдены, поскольку существенная часть информации, касающаяся условий акции, представлены в плохо воспринимаемом виде, то есть фактически отсутствует.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированная у потребителя такой рекламы.

Доведение до потребителя достоверной информации должным образом  с  указанием полных и существенных  условий акции,  - одна из гарантий соблюдения информационного права потребителя.

Кроме того, потребитель рекламы – заявитель <Е...>, воспринял рекламную  фразу: «возврат 100% стоимости покупки» буквально. Как следует из заявления, под воздействием рекламы, придя в магазин «Улыбка радуги» <Е...>, набрал корзину товаров. В понимании заявителя покупка - это  любые выбранные и приобретенные им товары  одновременно в данном магазине.

Термин покупка, согласно толковому словарю, обозначает приобретение чего либо.

Согласно представленным материалам,  в  рекламном ролике под покупкой  подразумевается товары, участвующих в акции, а не все товары, реализуемые в магазине «Улыбка радуги»  и  соответственно  «возврат 100% стоимости покупки»  производится только на товары указанные в акции.

Следует отметить, что  в приведенных в рекламе условиях акции отсутствуют следующие  условия:

-единовременно возможна покупка не более 3 товаров одного вида;

-конкретные  три продукта  можно приобрести только в определенные даты.

Таким образом, сведения о возврате стоимости покупки недостоверны.

Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

10.09.2013 года Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, признала,  что вышеназванная реклама не соответствует требованию пункта 4 части 3 статьи 5   и части 7 статьи 5 Закона о рекламе, является недостоверной   и в соответствии со статьей 3 Закона  о рекламе ненадлежащей.

В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 4 части 3 статьи 5   и части 7 статьи 5 Закона возложена на рекламодателя.

Согласно статье 3 Закона о рекламе под рекламодателем понимается  изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно материалам дела,  продавцом рекламируемых товаров  является ООО «Норд», которое определило объект рекламирования и содержание рекламы и допустило размещение рекламы 19.06.2013г., а также  в период   с 10.06.2013 по 25.06.2013 года в блоках региональной рекламы на канале «Росссия1». 

Рекламодателем является  - ООО «Норд» (ИНН 5192900989, 183034, г. Мурманск, пр. Г. Североморцев, д.43).

Таким образом, установлено, что рекламодатель – ООО «Норд» определило объект рекламирования  и допустило 19.06.2013г. в блоках региональной рекламы на канале «Росссия1 размещение ненадлежащей и недобросовестной рекламы:« « Во всех магазинах «Улыбка радуги»  производится  возврат 100% стоимости покупки» с нарушением пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

ООО «Норд» не признает себя нарушившим рекламное законодательство,  в объяснении  ссылается на то, что в целом законодательство о рекламе не определяет таких обязательных требований к телевизионной рекламе, как размер шрифта текстового наполнения рекламного ролика, продолжительность показа на экране текста, дублирование показанного текста звуковым сопровождением.

По мнению Общества, использование в рекламе  такого визуального приема, как неодинаковый шрифт, и быстрая смена кадра не исключает возможность того, что потребитель прочтет в конкретных условиях весь объем размещенной информации.

По мнению Общества,  вся информация об акции представлена в рекламном ролике  в полном объеме, следовательно, нарушений части 7 статьи 5  и пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе  нет в действиях рекламодателя ООО «Норд».

Должностное лицо несогласно с доводами  Общества по следующим основаниям.

Рекламодатель инициирует изготовление  и размещение рекламы в средствах массовой информации, т.е. заинтересован в появлении рекламы его товаров и услуг и продвижении их на рынке,  при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей.

В этой связи рекламодатель должен предпринять все меры и  выстроить свои взаимоотношения таким образом, чтобы они способствовали соблюдению рекламного законодательства.

Несоблюдение требований законодательства о рекламе имеет высокую степень общественной опасности, поскольку  отсутствие в рекламе существенной части информации либо невозможность ее восприятия, что фактически  является ее отсутствием, а также доведение недостоверной информации причиняет вред интересам граждан  и создаёт предпосылки для возможных злоупотреблений со стороны рекламодателей.

В  данном случае ООО «Норд» достигло своей цели, и привлекло в свои магазины «Улыбка радуги» покупателя при этом, нарушив  его права и законные интересы на получение достоверной информации.

ООО «Норд» имело возможность не допустить распространение рекламы  с нарушением рекламного законодательства, но не предпринял всех возможных мер, пренебрегло  своими  обязанностями.

Согласно пункту 3.4 договора  комплексного оказания рекламных  услуг № 16 от 11.02.2013г   заказчик -  ООО «Норд» гарантирует, что требования, предъявляемые им  к рекламной продукции (работам услугам) соответствуют требованиям действующего законодательства РФ о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данной категории правонарушений заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Характер совершенного обществом правонарушения не свидетельствуют об его исключительности, позволяющий сделать вывод о возможности применения малозначительности. Так, общество не представило в материалы дела каких-либо пояснений относительно обстоятельств, препятствующих соблюдению установленных требований законодательства о рекламе.

В действиях ООО «Норд» усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП.

Санкцией за данное административное правонарушение является административный штраф на юридическое лицо - от ста до пятисот тысяч рублей.

При рассмотрении настоящего дела  установлено наличие следующих обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.2 КоАП РФ: правонарушение ООО «Норд» совершено впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП, не установлено.

Учитывая важную общественную значимость совершенного правонарушения и то обстоятельство, что  у Общества  имелись условия для соблюдения требований Закона о рекламе, должностное лицо считает, что  оснований для признания указанного правонарушения в силу ст. 2.9 КоАП РФ малозначительным не имеется.

При назначении административного наказания учтены фактические обстоятельства дела, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств.

Постановление вынесено в присутствии представителя  ООО «Норд» <П...>, по доверенности.

Руководствуясь статьями 2.1, 2.9, 4.2, 4.3, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ

Признать виновным ООО «Норд» в совершении нарушения части 7 статьи 5  и пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ наложить на ООО «Норд» штраф в размере  100 000 (ста тысяч)  рублей.

Сумму штрафа надлежит уплатить в соответствующий бюджет:

Получатель УФК по Мурманской области (Мурманское УФАС России) ИНН/КПП 5191501854/519001001.

Расчетный счет 40101810000000010005 в ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской обл. г. Мурманск. БИК 044705001. Код ОКАТО 47401000000.

Код платежа 16111626000016000140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе».

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подаётся в суд в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

stdClass Object ( [vid] => 9523 [uid] => 5 [title] => Постановление о наложении штрафа по делу № 06-03А-13/19 об административном правонарушении в отношении ООО «Норд» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9523 [type] => solution [language] => ru [created] => 1382076560 [changed] => 1382077718 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1382077718 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Постановление

о наложении штрафа по делу  № 06-03А-13/19

об административном правонарушении

18 октября   2013  года                                                                                                           г. Мурманск

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, действующая на основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), пункта 7 части 2 статьи 33 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ (далее Закон о рекламе), рассмотрев  протокол и материалы дела об административном правонарушении № 06-03А-13/19, возбужденного в отношении  общества с ограниченной ответственностью «Норд» (ИНН 5190003038, 183034, г.Мурманск, ул. Домостроительная, д.16),

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее УФАС по Мурманской области, Управление) поступило заявление гражданина <Е...>, по поводу  распространения  в эфире регионального телевизионного вещания, рекламы с признаками нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе).

Из заявления гражданина следует, что 19 июня 2013 года на телеканале Россия 1 в Мурманском рекламном блоке в утренние часы после программы «Вести Мурманска» демонстрировалась реклама: «Улыбка радуги. Во всех магазинах «Улыбка радуги»  производится  возврат 100% стоимости покупки», в рекламе имелась надпись мелким шрифтом, которую заявитель  не сумел прочесть, т.к. реклама  мгновенно сменилась.

Обещание в рекламе вернуть 100%  стоимости покупки очень привлекло заявителя, и он  пришел в магазин за покупками. При оплате товара был разочарован,  т.к. оказалось, что в  акции, про которую говорится в рекламе, участвуют держатели карт «Авантаж», действует акция на выборочные  товары и деньги не возвращают, как обещано в рекламе, а зачисляют в виде бонусов на карту «Авантаж», которой впоследствии можно рассчитываться в этом же магазине. В этой связи  от части товара ему пришлось отказаться.

Заявитель считает, что такая реклама  нарушает законодательно о рекламе, так как ввела его в заблуждение. По его мнению,  в первую очередь необходимо информировать об условиях, проводимой акции, что бы покупатели не попадали в такие неловкие ситуации. Гражданин просит  принять  меры по указанной рекламе.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

рекламодатель  - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

 товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

 ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Дело об административном правонарушении № 06-03А-13/19 возбуждено  должностным лицом главным специалистом-экспертом <М...>, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Должностное лицо на основании  статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), убедилось в обоснованности заявления физического лица и  в наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения,  и составило 03.10.2013г.  протокол  об административном правонарушении в присутствии  законного представителя ООО «Норд» <П...>, (по доверенности № юр-13/482 от 11.09.2013г.).

Из материалов дела следует, что   общество с ограниченной ответственностью  «Норд» (далее – ООО «Норд»,  Общество) на срок действия договора коммерческой концессии №30 КК от 01.03.2012г. имеет право  использовать в своей деятельности  товарный знак «Улыбка радуги» с целью успешного сбыта парфюмерной продукции, продуктов бытовой химии и иной продукции.

11.02.2013 г. ООО «Норд» заключило договор комплексного оказания услуг № 16 с ООО «Медиа-Консалт»,  в соответствии с которым ООО «Медиа-Консалт» размещает  на телевидении рекламные ролики, предоставленные ООО «Норд». Рекламные ролики демонстрировались на канале «Россия1» в блоке региональной рекламы в 6 вариантах с 10.06.2013 по 25.06.2013г.

Указанная в заявлении  гражданина  реклама размещалась 19 июня  2013 года в блоках региональной рекламы на канале «Россия1», рекламные ролики в 3 вариантах демонстрировались  по 10 секунд каждый в течении дня.

 В кадре демонстрировался логотип «Улыбка радуги»  и один из продуктов с перечеркнутой ценой: стиральный порошок, блеск для губ, шампунь. Рекламный  ролик   озвучивался  следующими словами:« Во всех магазинах «Улыбка радуги»  производится  возврат 100% стоимости покупки». Эта же фраза   «возврат 100% стоимости покупки», выполненная  крупным синим шрифтом, дублировалась в правой  стороне экрана. Все ролики содержали  изображение одного из  продуктов, карточки «Авантаж» и в нижней части экрана не читаемую надпись мелким шрифтом.

Из текста рекламы (7 строк), выполненного мелким  нечитаемым шрифтом следует:

«Возврат стоимости осуществляется посредством зачисления на карту «Авантаж» баллов на сумму покупки, которые можно потратить на приобретение товаров в соответствии с правилами акции. Предложение на рекламируемые товары действует  с   16.06.2013 по 25.06.2013. Цена указана в рублях. Количество товара ограничено. Программа накопления баллов действует с 31мая2013г. Срок действия программы накопления  - бессрочная. Ограничений по срокам использования баллов нет. Акция действует во всех магазинах города Мурманска и Мурманской области. Об организаторе акции, о правилах её проведении, о порядке начисления баллов, о сроках, месте и порядке их получения можно узнать по телефону 8 800 333 66 00 или на сайте www.r-ulybka.ru. Правило программы «Авантаж» можно узнать на сайтеwww.avantageclub.ru

Рассматриваемая реклама, размещенная 19.06.2013г. в блоках Мурманской  региональной рекламы на канале «Росссия1», содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования о магазинах  «Улыбка радуги», а также формирует интерес к  акции: «возврат 100% стоимости покупки»,   побуждает  посетить магазины «Улыбка радуги» и поучаствовать в акции неопределенный кругу лиц.

Объектами рекламирования являются:

1.акция «возврат 100% стоимости покупки»;

2.магазины  «Улыбка радуг».

Реклама построена таким образом, что на экране появляется цветной логотип «Улыбка радуги», затем поднимается шторка, и все внимание зрителя концентрируется на крупном тексте от 2,5 до 3,5см «УЛЫБКА РАДУГИ»  ВОЗВРАЩАЕТ 100% СТОИМОСТИ ПОКУПКИ», причем этот же текст озвучивается за кадром.

Информация о существенных условиях, т.е. об условиях акции, сроках её проведения, месте ознакомления с условиями акции (сайт, телефоны), выполнена мелким по сравнению с основным рекламным текстом шрифтом, не озвучивается за кадром и демонстрируется зрителю на экране менее 10 секунд.

Печатный текст условий акции, выполненный мелким шрифтом 0,3 см  занимает 5 строк.

С учетом способа и особенности  размещения рекламы (кадр в телевизионном вещании невозможно остановить), а также свойств человеческого зрения, восприятие текста условий акции и места ознакомления с правилами проведения акции, исполненного мелким шрифтом, и демонстрирующегося на экране телевизора непродолжительное время было невозможно.

Такие особенности лишают потребителей рекламы возможности воспринимать ее в полном объеме, делая доступным для нормального восприятия только текст рекламы, выполненный крупным шрифтом, что в отсутствие доступных для нормального восприятия сведений о существенных условиях рекламируемой акции  приводит к искажению смысла информации и вводит потребителей в заблуждение.

Не случайно заявитель указал в своем обращении, что был  введен рекламой в заблуждение. Ведь условия возврата денежных средств, как и ссылки на сайты и номер телефона, где можно узнать дополнительную информацию об этой акции были  указаны мелким нечитаемым шрифтом.  Такая важная для потребителя информация не озвучивалась на протяжении рекламы.

Не обладая существенной информацией о том, что    возврат стоимости осуществляется посредством зачисления на карту «Авантаж» баллов на сумму покупки, которые можно потратить на приобретение товаров в соответствии с правилами акции, заявитель  посчитал, что за совершенную покупку в магазине «Улыбка радуги» ему вернут 100% стоимости покупки, т.е. покупка будет бесплатной.

Рекламный ролик построен таким образом, что аудио и видео ряд сосредотачивал  внимание потребителя на привлекательной для продавца  информации, с целью привлечения покупателей в магазины «Улыбка радуги», но не доводил полную и существенную  информацию до потребителя рекламы.

Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях проведения акции, форма представления сведений была такова, что они не воспринимались потребителями.

В данном случае права потребителей рекламы не соблюдены, поскольку существенная часть информации, касающаяся условий акции, представлены в плохо воспринимаемом виде, то есть фактически отсутствует.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированная у потребителя такой рекламы.

Доведение до потребителя достоверной информации должным образом  с  указанием полных и существенных  условий акции,  - одна из гарантий соблюдения информационного права потребителя.

Кроме того, потребитель рекламы – заявитель <Е...>, воспринял рекламную  фразу: «возврат 100% стоимости покупки» буквально. Как следует из заявления, под воздействием рекламы, придя в магазин «Улыбка радуги» <Е...>, набрал корзину товаров. В понимании заявителя покупка - это  любые выбранные и приобретенные им товары  одновременно в данном магазине.

Термин покупка, согласно толковому словарю, обозначает приобретение чего либо.

Согласно представленным материалам,  в  рекламном ролике под покупкой  подразумевается товары, участвующих в акции, а не все товары, реализуемые в магазине «Улыбка радуги»  и  соответственно  «возврат 100% стоимости покупки»  производится только на товары указанные в акции.

Следует отметить, что  в приведенных в рекламе условиях акции отсутствуют следующие  условия:

-единовременно возможна покупка не более 3 товаров одного вида;

-конкретные  три продукта  можно приобрести только в определенные даты.

Таким образом, сведения о возврате стоимости покупки недостоверны.

Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

10.09.2013 года Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, признала,  что вышеназванная реклама не соответствует требованию пункта 4 части 3 статьи 5   и части 7 статьи 5 Закона о рекламе, является недостоверной   и в соответствии со статьей 3 Закона  о рекламе ненадлежащей.

В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 4 части 3 статьи 5   и части 7 статьи 5 Закона возложена на рекламодателя.

Согласно статье 3 Закона о рекламе под рекламодателем понимается  изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно материалам дела,  продавцом рекламируемых товаров  является ООО «Норд», которое определило объект рекламирования и содержание рекламы и допустило размещение рекламы 19.06.2013г., а также  в период   с 10.06.2013 по 25.06.2013 года в блоках региональной рекламы на канале «Росссия1». 

Рекламодателем является  - ООО «Норд» (ИНН 5192900989, 183034, г. Мурманск, пр. Г. Североморцев, д.43).

Таким образом, установлено, что рекламодатель – ООО «Норд» определило объект рекламирования  и допустило 19.06.2013г. в блоках региональной рекламы на канале «Росссия1 размещение ненадлежащей и недобросовестной рекламы:« « Во всех магазинах «Улыбка радуги»  производится  возврат 100% стоимости покупки» с нарушением пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

ООО «Норд» не признает себя нарушившим рекламное законодательство,  в объяснении  ссылается на то, что в целом законодательство о рекламе не определяет таких обязательных требований к телевизионной рекламе, как размер шрифта текстового наполнения рекламного ролика, продолжительность показа на экране текста, дублирование показанного текста звуковым сопровождением.

По мнению Общества, использование в рекламе  такого визуального приема, как неодинаковый шрифт, и быстрая смена кадра не исключает возможность того, что потребитель прочтет в конкретных условиях весь объем размещенной информации.

По мнению Общества,  вся информация об акции представлена в рекламном ролике  в полном объеме, следовательно, нарушений части 7 статьи 5  и пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе  нет в действиях рекламодателя ООО «Норд».

Должностное лицо несогласно с доводами  Общества по следующим основаниям.

Рекламодатель инициирует изготовление  и размещение рекламы в средствах массовой информации, т.е. заинтересован в появлении рекламы его товаров и услуг и продвижении их на рынке,  при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей.

В этой связи рекламодатель должен предпринять все меры и  выстроить свои взаимоотношения таким образом, чтобы они способствовали соблюдению рекламного законодательства.

Несоблюдение требований законодательства о рекламе имеет высокую степень общественной опасности, поскольку  отсутствие в рекламе существенной части информации либо невозможность ее восприятия, что фактически  является ее отсутствием, а также доведение недостоверной информации причиняет вред интересам граждан  и создаёт предпосылки для возможных злоупотреблений со стороны рекламодателей.

В  данном случае ООО «Норд» достигло своей цели, и привлекло в свои магазины «Улыбка радуги» покупателя при этом, нарушив  его права и законные интересы на получение достоверной информации.

ООО «Норд» имело возможность не допустить распространение рекламы  с нарушением рекламного законодательства, но не предпринял всех возможных мер, пренебрегло  своими  обязанностями.

Согласно пункту 3.4 договора  комплексного оказания рекламных  услуг № 16 от 11.02.2013г   заказчик -  ООО «Норд» гарантирует, что требования, предъявляемые им  к рекламной продукции (работам услугам) соответствуют требованиям действующего законодательства РФ о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данной категории правонарушений заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Характер совершенного обществом правонарушения не свидетельствуют об его исключительности, позволяющий сделать вывод о возможности применения малозначительности. Так, общество не представило в материалы дела каких-либо пояснений относительно обстоятельств, препятствующих соблюдению установленных требований законодательства о рекламе.

В действиях ООО «Норд» усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП.

Санкцией за данное административное правонарушение является административный штраф на юридическое лицо - от ста до пятисот тысяч рублей.

При рассмотрении настоящего дела  установлено наличие следующих обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.2 КоАП РФ: правонарушение ООО «Норд» совершено впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП, не установлено.

Учитывая важную общественную значимость совершенного правонарушения и то обстоятельство, что  у Общества  имелись условия для соблюдения требований Закона о рекламе, должностное лицо считает, что  оснований для признания указанного правонарушения в силу ст. 2.9 КоАП РФ малозначительным не имеется.

При назначении административного наказания учтены фактические обстоятельства дела, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств.

Постановление вынесено в присутствии представителя  ООО «Норд» <П...>, по доверенности.

Руководствуясь статьями 2.1, 2.9, 4.2, 4.3, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ

Признать виновным ООО «Норд» в совершении нарушения части 7 статьи 5  и пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ наложить на ООО «Норд» штраф в размере  100 000 (ста тысяч)  рублей.

Сумму штрафа надлежит уплатить в соответствующий бюджет:

Получатель УФК по Мурманской области (Мурманское УФАС России) ИНН/КПП 5191501854/519001001.

Расчетный счет 40101810000000010005 в ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской обл. г. Мурманск. БИК 044705001. Код ОКАТО 47401000000.

Код платежа 16111626000016000140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе».

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подаётся в суд в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Постановление

о наложении штрафа по делу  № 06-03А-13/19

об административном правонарушении

18 октября   2013  года                                                                                                           г. Мурманск

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, действующая на основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), пункта 7 части 2 статьи 33 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ (далее Закон о рекламе), рассмотрев  протокол и материалы дела об административном правонарушении № 06-03А-13/19, возбужденного в отношении  общества с ограниченной ответственностью «Норд» (ИНН 5190003038, 183034, г.Мурманск, ул. Домостроительная, д.16),

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее УФАС по Мурманской области, Управление) поступило заявление гражданина <Е...>, по поводу  распространения  в эфире регионального телевизионного вещания, рекламы с признаками нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе).

Из заявления гражданина следует, что 19 июня 2013 года на телеканале Россия 1 в Мурманском рекламном блоке в утренние часы после программы «Вести Мурманска» демонстрировалась реклама: «Улыбка радуги. Во всех магазинах «Улыбка радуги»  производится  возврат 100% стоимости покупки», в рекламе имелась надпись мелким шрифтом, которую заявитель  не сумел прочесть, т.к. реклама  мгновенно сменилась.

Обещание в рекламе вернуть 100%  стоимости покупки очень привлекло заявителя, и он  пришел в магазин за покупками. При оплате товара был разочарован,  т.к. оказалось, что в  акции, про которую говорится в рекламе, участвуют держатели карт «Авантаж», действует акция на выборочные  товары и деньги не возвращают, как обещано в рекламе, а зачисляют в виде бонусов на карту «Авантаж», которой впоследствии можно рассчитываться в этом же магазине. В этой связи  от части товара ему пришлось отказаться.

Заявитель считает, что такая реклама  нарушает законодательно о рекламе, так как ввела его в заблуждение. По его мнению,  в первую очередь необходимо информировать об условиях, проводимой акции, что бы покупатели не попадали в такие неловкие ситуации. Гражданин просит  принять  меры по указанной рекламе.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

рекламодатель  - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

 товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

 ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Дело об административном правонарушении № 06-03А-13/19 возбуждено  должностным лицом главным специалистом-экспертом <М...>, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Должностное лицо на основании  статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), убедилось в обоснованности заявления физического лица и  в наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения,  и составило 03.10.2013г.  протокол  об административном правонарушении в присутствии  законного представителя ООО «Норд» <П...>, (по доверенности № юр-13/482 от 11.09.2013г.).

Из материалов дела следует, что   общество с ограниченной ответственностью  «Норд» (далее – ООО «Норд»,  Общество) на срок действия договора коммерческой концессии №30 КК от 01.03.2012г. имеет право  использовать в своей деятельности  товарный знак «Улыбка радуги» с целью успешного сбыта парфюмерной продукции, продуктов бытовой химии и иной продукции.

11.02.2013 г. ООО «Норд» заключило договор комплексного оказания услуг № 16 с ООО «Медиа-Консалт»,  в соответствии с которым ООО «Медиа-Консалт» размещает  на телевидении рекламные ролики, предоставленные ООО «Норд». Рекламные ролики демонстрировались на канале «Россия1» в блоке региональной рекламы в 6 вариантах с 10.06.2013 по 25.06.2013г.

Указанная в заявлении  гражданина  реклама размещалась 19 июня  2013 года в блоках региональной рекламы на канале «Россия1», рекламные ролики в 3 вариантах демонстрировались  по 10 секунд каждый в течении дня.

 В кадре демонстрировался логотип «Улыбка радуги»  и один из продуктов с перечеркнутой ценой: стиральный порошок, блеск для губ, шампунь. Рекламный  ролик   озвучивался  следующими словами:« Во всех магазинах «Улыбка радуги»  производится  возврат 100% стоимости покупки». Эта же фраза   «возврат 100% стоимости покупки», выполненная  крупным синим шрифтом, дублировалась в правой  стороне экрана. Все ролики содержали  изображение одного из  продуктов, карточки «Авантаж» и в нижней части экрана не читаемую надпись мелким шрифтом.

Из текста рекламы (7 строк), выполненного мелким  нечитаемым шрифтом следует:

«Возврат стоимости осуществляется посредством зачисления на карту «Авантаж» баллов на сумму покупки, которые можно потратить на приобретение товаров в соответствии с правилами акции. Предложение на рекламируемые товары действует  с   16.06.2013 по 25.06.2013. Цена указана в рублях. Количество товара ограничено. Программа накопления баллов действует с 31мая2013г. Срок действия программы накопления  - бессрочная. Ограничений по срокам использования баллов нет. Акция действует во всех магазинах города Мурманска и Мурманской области. Об организаторе акции, о правилах её проведении, о порядке начисления баллов, о сроках, месте и порядке их получения можно узнать по телефону 8 800 333 66 00 или на сайте www.r-ulybka.ru. Правило программы «Авантаж» можно узнать на сайтеwww.avantageclub.ru

Рассматриваемая реклама, размещенная 19.06.2013г. в блоках Мурманской  региональной рекламы на канале «Росссия1», содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования о магазинах  «Улыбка радуги», а также формирует интерес к  акции: «возврат 100% стоимости покупки»,   побуждает  посетить магазины «Улыбка радуги» и поучаствовать в акции неопределенный кругу лиц.

Объектами рекламирования являются:

1.акция «возврат 100% стоимости покупки»;

2.магазины  «Улыбка радуг».

Реклама построена таким образом, что на экране появляется цветной логотип «Улыбка радуги», затем поднимается шторка, и все внимание зрителя концентрируется на крупном тексте от 2,5 до 3,5см «УЛЫБКА РАДУГИ»  ВОЗВРАЩАЕТ 100% СТОИМОСТИ ПОКУПКИ», причем этот же текст озвучивается за кадром.

Информация о существенных условиях, т.е. об условиях акции, сроках её проведения, месте ознакомления с условиями акции (сайт, телефоны), выполнена мелким по сравнению с основным рекламным текстом шрифтом, не озвучивается за кадром и демонстрируется зрителю на экране менее 10 секунд.

Печатный текст условий акции, выполненный мелким шрифтом 0,3 см  занимает 5 строк.

С учетом способа и особенности  размещения рекламы (кадр в телевизионном вещании невозможно остановить), а также свойств человеческого зрения, восприятие текста условий акции и места ознакомления с правилами проведения акции, исполненного мелким шрифтом, и демонстрирующегося на экране телевизора непродолжительное время было невозможно.

Такие особенности лишают потребителей рекламы возможности воспринимать ее в полном объеме, делая доступным для нормального восприятия только текст рекламы, выполненный крупным шрифтом, что в отсутствие доступных для нормального восприятия сведений о существенных условиях рекламируемой акции  приводит к искажению смысла информации и вводит потребителей в заблуждение.

Не случайно заявитель указал в своем обращении, что был  введен рекламой в заблуждение. Ведь условия возврата денежных средств, как и ссылки на сайты и номер телефона, где можно узнать дополнительную информацию об этой акции были  указаны мелким нечитаемым шрифтом.  Такая важная для потребителя информация не озвучивалась на протяжении рекламы.

Не обладая существенной информацией о том, что    возврат стоимости осуществляется посредством зачисления на карту «Авантаж» баллов на сумму покупки, которые можно потратить на приобретение товаров в соответствии с правилами акции, заявитель  посчитал, что за совершенную покупку в магазине «Улыбка радуги» ему вернут 100% стоимости покупки, т.е. покупка будет бесплатной.

Рекламный ролик построен таким образом, что аудио и видео ряд сосредотачивал  внимание потребителя на привлекательной для продавца  информации, с целью привлечения покупателей в магазины «Улыбка радуги», но не доводил полную и существенную  информацию до потребителя рекламы.

Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях проведения акции, форма представления сведений была такова, что они не воспринимались потребителями.

В данном случае права потребителей рекламы не соблюдены, поскольку существенная часть информации, касающаяся условий акции, представлены в плохо воспринимаемом виде, то есть фактически отсутствует.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированная у потребителя такой рекламы.

Доведение до потребителя достоверной информации должным образом  с  указанием полных и существенных  условий акции,  - одна из гарантий соблюдения информационного права потребителя.

Кроме того, потребитель рекламы – заявитель <Е...>, воспринял рекламную  фразу: «возврат 100% стоимости покупки» буквально. Как следует из заявления, под воздействием рекламы, придя в магазин «Улыбка радуги» <Е...>, набрал корзину товаров. В понимании заявителя покупка - это  любые выбранные и приобретенные им товары  одновременно в данном магазине.

Термин покупка, согласно толковому словарю, обозначает приобретение чего либо.

Согласно представленным материалам,  в  рекламном ролике под покупкой  подразумевается товары, участвующих в акции, а не все товары, реализуемые в магазине «Улыбка радуги»  и  соответственно  «возврат 100% стоимости покупки»  производится только на товары указанные в акции.

Следует отметить, что  в приведенных в рекламе условиях акции отсутствуют следующие  условия:

-единовременно возможна покупка не более 3 товаров одного вида;

-конкретные  три продукта  можно приобрести только в определенные даты.

Таким образом, сведения о возврате стоимости покупки недостоверны.

Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

10.09.2013 года Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, признала,  что вышеназванная реклама не соответствует требованию пункта 4 части 3 статьи 5   и части 7 статьи 5 Закона о рекламе, является недостоверной   и в соответствии со статьей 3 Закона  о рекламе ненадлежащей.

В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 4 части 3 статьи 5   и части 7 статьи 5 Закона возложена на рекламодателя.

Согласно статье 3 Закона о рекламе под рекламодателем понимается  изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно материалам дела,  продавцом рекламируемых товаров  является ООО «Норд», которое определило объект рекламирования и содержание рекламы и допустило размещение рекламы 19.06.2013г., а также  в период   с 10.06.2013 по 25.06.2013 года в блоках региональной рекламы на канале «Росссия1». 

Рекламодателем является  - ООО «Норд» (ИНН 5192900989, 183034, г. Мурманск, пр. Г. Североморцев, д.43).

Таким образом, установлено, что рекламодатель – ООО «Норд» определило объект рекламирования  и допустило 19.06.2013г. в блоках региональной рекламы на канале «Росссия1 размещение ненадлежащей и недобросовестной рекламы:« « Во всех магазинах «Улыбка радуги»  производится  возврат 100% стоимости покупки» с нарушением пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

ООО «Норд» не признает себя нарушившим рекламное законодательство,  в объяснении  ссылается на то, что в целом законодательство о рекламе не определяет таких обязательных требований к телевизионной рекламе, как размер шрифта текстового наполнения рекламного ролика, продолжительность показа на экране текста, дублирование показанного текста звуковым сопровождением.

По мнению Общества, использование в рекламе  такого визуального приема, как неодинаковый шрифт, и быстрая смена кадра не исключает возможность того, что потребитель прочтет в конкретных условиях весь объем размещенной информации.

По мнению Общества,  вся информация об акции представлена в рекламном ролике  в полном объеме, следовательно, нарушений части 7 статьи 5  и пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе  нет в действиях рекламодателя ООО «Норд».

Должностное лицо несогласно с доводами  Общества по следующим основаниям.

Рекламодатель инициирует изготовление  и размещение рекламы в средствах массовой информации, т.е. заинтересован в появлении рекламы его товаров и услуг и продвижении их на рынке,  при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей.

В этой связи рекламодатель должен предпринять все меры и  выстроить свои взаимоотношения таким образом, чтобы они способствовали соблюдению рекламного законодательства.

Несоблюдение требований законодательства о рекламе имеет высокую степень общественной опасности, поскольку  отсутствие в рекламе существенной части информации либо невозможность ее восприятия, что фактически  является ее отсутствием, а также доведение недостоверной информации причиняет вред интересам граждан  и создаёт предпосылки для возможных злоупотреблений со стороны рекламодателей.

В  данном случае ООО «Норд» достигло своей цели, и привлекло в свои магазины «Улыбка радуги» покупателя при этом, нарушив  его права и законные интересы на получение достоверной информации.

ООО «Норд» имело возможность не допустить распространение рекламы  с нарушением рекламного законодательства, но не предпринял всех возможных мер, пренебрегло  своими  обязанностями.

Согласно пункту 3.4 договора  комплексного оказания рекламных  услуг № 16 от 11.02.2013г   заказчик -  ООО «Норд» гарантирует, что требования, предъявляемые им  к рекламной продукции (работам услугам) соответствуют требованиям действующего законодательства РФ о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данной категории правонарушений заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Характер совершенного обществом правонарушения не свидетельствуют об его исключительности, позволяющий сделать вывод о возможности применения малозначительности. Так, общество не представило в материалы дела каких-либо пояснений относительно обстоятельств, препятствующих соблюдению установленных требований законодательства о рекламе.

В действиях ООО «Норд» усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП.

Санкцией за данное административное правонарушение является административный штраф на юридическое лицо - от ста до пятисот тысяч рублей.

При рассмотрении настоящего дела  установлено наличие следующих обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.2 КоАП РФ: правонарушение ООО «Норд» совершено впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП, не установлено.

Учитывая важную общественную значимость совершенного правонарушения и то обстоятельство, что  у Общества  имелись условия для соблюдения требований Закона о рекламе, должностное лицо считает, что  оснований для признания указанного правонарушения в силу ст. 2.9 КоАП РФ малозначительным не имеется.

При назначении административного наказания учтены фактические обстоятельства дела, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств.

Постановление вынесено в присутствии представителя  ООО «Норд» <П...>, по доверенности.

Руководствуясь статьями 2.1, 2.9, 4.2, 4.3, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ

Признать виновным ООО «Норд» в совершении нарушения части 7 статьи 5  и пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ наложить на ООО «Норд» штраф в размере  100 000 (ста тысяч)  рублей.

Сумму штрафа надлежит уплатить в соответствующий бюджет:

Получатель УФК по Мурманской области (Мурманское УФАС России) ИНН/КПП 5191501854/519001001.

Расчетный счет 40101810000000010005 в ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской обл. г. Мурманск. БИК 044705001. Код ОКАТО 47401000000.

Код платежа 16111626000016000140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе».

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подаётся в суд в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 06-03А-13/19 [format] => [safe_value] => № 06-03А-13/19 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 14 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-18 05:48:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-18 05:40:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1382076560 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Мурманское УФАС России )